Невостребованные рекорды

Авторская статья Сергея Грошева о рынке твердой пшеницы

 Твердая пшеница по-прежнему является одной из значимых нишевых культур, востребованность в мире в которой стабильно растет в силу особо полезных свойств зерна, а также из-за ограничений в территории производства. Динамика мирового производства за последние 5 сезонов – положительная, с 31,2 млн. т.  в 2020 до 35,1 млн. т. в 2024 г. Ценовые колебания за этот период демонстрируют гораздо большую амплитуду: 223 Евро/т. пять лет назад, 551 Евро/т в 21 – 22 гг., и 300 Евро/т на сейчас.

 Ценообразование по твердой пшенице определяется не валовым сбором агрокультуры, а скорее переходящими товарными запасами.  В урожайном, но не рекордном по объему производства 2024 г. мировые переходящие остатки составили 4,9 млн. т. Немалый урожай твердой пшеницы прошедшего сезона придал покупателям зерна спокойствие, они не торопятся переплачивать и запасаться впрок и ожидают такого же хорошего сезона - 2025.

 Если же он не случится, то цены вновь начнут расти, и в этом сама особенность рынка нишевых культур. В любом случае, рынок твердой пшеницы является очень привлекательным для всех участников производственно-сбытовой цепи, т.к. прибыль есть всегда, она не ниже средней, а чаще - высокая. Замечу: речь идет только о зерне востребованного качества 1-3 класса, т.к. именно из него производятся все виды продукции, паста и крупы. Зерно низкого качества никем в мире не востребовано, т.к. для этого есть другие виды зерновых культур. Чтобы стать успешным игроком мирового рынка «Durum», необходимо научиться производить качественное зерно с запасом в себестоимости, которая обеспечит конкурентоспособность в большинстве ситуаций.

 Наша страна имеет одну из наилучших возможностей для производства зерна твердой пшеницы, как в силу агроклиматических особенностей, так и удобной логистики от географии производства к рынкам потребления. Нельзя сбрасывать со счетов и особенности экономики последнего десятилетия - сложившегося приоритета экспорта над импортом аграрной продукции.

 Сегодня макроэкономика определяет вектор развития данной российской культуры. За пять последних лет Россия вышла из хронического дефицита сырья и зависимости от импорта (Казахстан), демонстрируя уверенный рост производства зерна твердой пшеницы (0,75 млн. т. в 2020 – к 1,9 млн. т. в 2024 г.). Растет не только площадь производства твердой пшеницы (0,7 млн га - 1,27 млн. га), так и сама урожайность. (см. статистику Росстата).   В рассматриваемый период последнего пятилетия вырос и спрос со стороны отечественной перерабатывающей промышленности с 800 до 950 тыс. т. качественного зерна твердой пшеницы.  При этом выросли и сами требования переработки к качественным характеристикам зерна. Эта заявка на качество со стороны производителей макаронных изделий - тренд, который задает конечный потребитель продукции, все больше выбирающий продукцию категории «А», т.е. исключительно из твердой пшеницы высокого качества с примесью мукомольного зерна не более 5%. Вкусовые и органолептические свойства макаронных изделий данной категории в зерне определяются наличием протеина, его качеством и цветом, которые обеспечивают каратиноиды. Эти свойства, качественные характеристики будущей продукции, передаются как через генетику сорта в семенах, так и на основе четких агротехнологических регламентов производства товарного зерна.

 Поэтому, зерно твердой пшеницы востребовано на внутреннем и на внешнем рынке исключительно за его основные качественные характеристики: натурный вес - 780 и выше г/л; протеин 13,5 и выше; стекловидность - 65% и выше; цветность - 22% и выше; индекс глютена - 75% и выше, наличие примеси мягкой пшеницы - не более 3%. Далее важны параметры отсутствия токсинов и остаточных количеств пестицидов.

 Представленная информация известна нашей отрасли, но при этом и сейчас далеко не каждое сельскохозяйственное предприятие может произвести продукцию, одновременно удовлетворяющую всем требованиям к твердой пшенице.

 В последние годы в РФ третий и четвертый классы произведенного зерна доминируют, а зерна первого и второго класса либо очень мало, или практически нет. Нередки производственные результаты, когда пятый класс и даже не классное зерно составляют до 35-40%. Основными причинами этого являются дефицит минерального питания посевов, особенно, азотом в фазу формирования параметров качества зерна, когда растениям недостает энергии для налива и формирования натурной массы и уровня протеина в зерне. А следствием неблагоприятных погодных условий как абиотических факторов в период уборки приводят к потере стекловидности, прорастанию зерна и высокому заражению грибами, вызывающими изменение цвета и интоксикацию зерна.

 В то же время, этими рисками вполне можно управлять, что и делают производители зерна во многих странах, в том числе, в Канаде. Эта страна-крупнейший производитель и  экспортер твердой пшеницы находится далеко не в самых южных местах нашей планеты, ее климатические условия аналогичны нашему Уралу. Для результативного производства необходимо подбирать сорта с особо ценными технологическими параметрами качества зерна, способными активно откликаться на современные агроприемы интенсификации, в том числе, на минеральные подкормки. Высокоинтенсивные сорта однозначно восприимчивы на защитные обработки ключевыми агрохимическими продуктами. Такие сорта дают профессиональную возможность выстраивать посевной конвейер по срокам и нормам высева с учетом продолжительности вегетационного периода, лучше обеспечивать своевременный уход в течение всего производственного цикла и особенно в фазу созревания, с организацией четкой очередности цикла уборки.

 Следует учитывать, что при влажности 14% и ниже в каждые сутки перестоя растений твердой пшеницы даже в отсутствие осадков стекловидность теряется на 5-10%. Значит, крайне важно вовремя приступить к уборке при влажности 15-16% с последующей доработкой зерна «на току».  Именно проблема невозможности организации своевременной уборки объясняла низкое качество товарного зерна и, более того, семян, в 2023 – 2024 гг. в основных зонах ее внутреннего производства (Верхнее Поволжье, Оренбург, Урал, Сибирь).

 Зная данную проблематику, эксперты единодушны, что главным фактором планирования урожая является использование сортов разных периодов вегетации. При этом, в Государственном реестре районированных сортов из более чем 70 сортов твердой яровой пшеницы есть более 80 % средне- и позднеспелой групп. Естественно, что эти сорта были районированы как более устойчивые к степным и засушливым условиям, но все они относятся к единому сортотипу и предназначены для сева в оптимальные период, будучи восприимчивыми к холодным условиям от раннего срока сева и удлиняя вегетацию при позднем сроке с потерей качества из-за сентябрьских дождей. Если даже осенних осадков нет, то суммы температур не хватает для вызревания качественного зерна с хорошим уровнем стекловидности и протеина. Так часто и случается, что произведенное зерно имеет невысокую стекловидность из-за большой массы не до конца вызревших зерен и, как следствие, низкую массу клейковины. Тут уж не до цвета и индекса глютена!

 Так, при рекордном валовом сборе текущего сезона в 1,9 млн. т., трейдеры-закупщики сырья для отечественного производства макарон с трудом находят зерно со стекловидностью выше 60% и протеином 14%, считая его премиальным. Прогноз внутреннего рынка твердой пшеницы от отраслевых экспертов не утешительный. На текущий момент не реализовано около одного миллиона тонн зерна твердой пшеницы, половина из которого могла бы стать экспортной.

 Ситуация с экспортом является отдельной темой, т.к. в истории современной российской твердой пшеницы еще не было устойчивого направления развития для внешней торговли, и только случай с мировым неурожаем 2023 года определил спрос Италии на зерно низкого качества, даже с проростом, которое было необходимо для охлаждения цены на закупаемое дорогое зерно премиального класса из Канады. Таким образом состоялся экспорт 700 тыс. т., до ввода государством экспортных ограничений на период с 1.12.23 по 31.05.24 года как гарантийной меры   наличия сырья для местной промышленности.

 Если смотреть правде в глаза, и то, и другое плохо (т.е. состоявшийся экспорт, обнадеживший аграриев, что сбыт зерна низкого качества возможен, так и сам запрет, нанесший урон экспорту на его старте. Но, точку в этой истории поставил тот же Евросоюз, с введением запретительной пошлины для российского зерна, а также Турция, отказавшаяся от завоза зерна из России ввиду своего рекордного урожая.

 Теперь для российской твердой пшеницы на годы вперед остается только вариант экспорта в Тунис и Алжир с потенциалом до 2,5 млн. тонн, а под этот спрос российские экспортеры с большим трудом собрали всего 100 тыс. тонн зерна, только с Юга, Волгограда и частично Саратова. Остальное зерно не пригодно для экспорта, и его обладатели вынуждены ждать нового урожая, чтобы через смесь улучшить качество и реализовать в следующем сезоне.

 Как не повторить ситуацию, когда востребованность есть, а качества, как возможности сбыта, нет?

 Сельскохозяйственным производителям следует разложить риски предстоящего сезона по разным периодам сева на основе разных сортотипов и агротехнологий:

  1.  Ранний и сверхранний сев провести сортами факультативного типа или двуручками. Такие сорта хорошо переносят холод ранней весны и быстро развиваются при наступлении благоприятной погоды, формируя при этом неплохой ранний урожай. Такие сорта являются короткостебельными, с длиной вегетации 70-75 дней, их можно убирать в июле – начале августа и иметь высокое качество. В реестре таких сортов немного: Рустикано, Бурбон, Никола и некоторые другие. но все они имеют высокое качество клейковины. Однако, есть риск, что при очень засушливой весне и начале лета как основном периоде их развития они могут резко снизить урожайность. Зато эта часть урожая подстрахует другие сроки уборки и соответственно станет качественной составляющей валового сбора предприятия.
  2.  В оптимальные сроки стоит сеять средне- и позднеспелые районированные сорта степного типа в рекомендуемой норме высева, но из них целесообразно выбирать не столько урожайные, сколько потенциально востребованные переработчиками и экспортерами по цвету и качеству клейковины сорта, обеспечивая им хорошую агротехнику. Таких сортов достаточно в ассортименте всех основных селекционных центров Саратова, Самары, Оренбурга, Барнаула, Омска, Краснодара. Среди них также есть сорта, отмечаемые Национальной Ассоциацией Производителей Макаронных Изделий как ценные.
  3.  Эти же среднеспелые сорта можно высевать и в поздние рекомендуемые сроки, но с высокой нормой высева, чтобы избежать излишнего кущения, делая ставку на формирование основного колоса. В таком случае даже поздняя уборка пройдет дружнее, без ожидания созревания подгонов, без потери качества основного колоса.

 Таким образом, при маневре с сортом и разных агротехнологий для максимального эффекта от свойств разных сортотипов у производства есть возможности создать уборочный конвейер, значительно снизив риск влияния погодных факторов на параметры качества готового зерна. В текущих условиях важны не рекорды производства, а максимальный процент качественного зерна твердой пшеницы, как для обеспечения отечественной перерабатывающей промышленности, так и для планов на экспорт.

 Уважаемые коллеги, в наступающем году желаю каждому участнику отрасли селекции, семеноводства, товарного производства, переработки и экспорта зерна крепкого здоровья, финансовых успехов и уверенности в том, что Россия сможет и в этом направлении достичь выдающихся лидирующих позиций!

 

С уважением,

Сергей Грошев,

руководитель секции «Твердая пшеница»

Национального союза селекционеров и семеноводов.