Заседание комитета СФ пройдет 18 июня на тему: «Проблемы и перспективны развития селекции и семеноводства в Российской Федерации»
Предложения НССиС в проект протокольного решения комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию
-
Рекомендовать Минсельхозу России (О.Н. Лут), Минобрнауки России (В.Н. Фальков), Российской академии наук (Н.К. Долгушкин) в целях достижения стратегических целей по развитию отечественных селекции и семеноводства сельскохозяйственных растений оказать содействие в организации и проведении съезда селекционеров Российской Федерации.
Селекция сегодня представляет собой область высокотехнологичной индустрии, сопряженной с междисциплинарными институтами, в которой заняты ученые и специалисты различных областей науки, а также большой инвестиционной емкости.
Работа селекционеров по обеспечению продовольственной безопасности страны, несомненно, является очень важной, однако в настоящее время существует ряд проблем, которые связаны как с внедрением новейших отечественных сортов и гибридов сельскохозяйственных растений в производство, так и с охраной прав интеллектуальной собственности, обеспечивающей устойчивый приток финансовых средств на дальнейшее развитие селекции.
Площадкой для обсуждения давно назревших проблем и выработке согласованной позиции селекционеров по их решению может стать съезд селекционеров, которые в настоящее время в связи различной ведомственной подчиненностью разобщены.
Проведение съезда селекционеров будет способствовать росту инвестиций в развитие селекции и семеноводства и продвижению отечественных селекционных достижений в сельскохозяйственное производство, тем самым способствуя достижению индикаторов комплексных научно-технических проектов при реализации подпрограмм Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017 - 2030 годы, а также показателя, предусмотренного Доктриной продовольственной безопасности, по самообеспечению семенами отечественной селекции не менее 75 % .
-
Рекомендовать Правительству Российской Федерации (М.В. Мишустин) в целях подготовки и закрепление кадров на селе рассмотреть вопросы:
- обеспечения соответствия образовательных программ подготовки профессиональных кадров потребностям агарной экономики в части объемов и структуры подготовки кадров, необходимых для достижения и поддержания технологического суверенитета в АПК, а также программ переподготовки профессорско-преподавательского состава на кафедрах по селекции и семеноводству;
- дополнительного финансирование школ из федерального бюджета, размер которого должен учитывать финансовые возможности регионов;
- изменения подхода финансирования школ без учета количества учеников;
- включения общеобразовательных организаций, реализующих образовательные программы агротехнологической направленности, расположенные в сельской местности в перечень субъектов, на которых распространяется система мер государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства;
- разработки порядка и условий использования в пищу продукции, выращенной на пришкольном участке и содействия в получении льгот на сертификацию и на реализацию продукции;
- стимулирования взаимодействия школ и агропредприятий.
-
Рекомендовать Минпромторгу России (Д.В. Мантуров), Минсельхозу России (О.Н. Лут), Минобрнауки России (В.Н. Фальков) в целях стимулирования спроса на продукцию сельскохозяйственного машиностроения отечественных государственных и частных селекционных центров, рассмотреть вопрос о государственной поддержке приобретения селекционной техники и лабораторного оборудования в форме возмещения не менее 50% от стоимости за счет средств федерального бюджета.
Обеспеченность техникой для подготовки делянок, посева и ухода за посевами составляет 32%, селекционными комбайнами – 27%, оборудованием для послеуборочной доработки семян - 25%. При этом средний возраст имеющейся в настоящее время у селекционеров техники составляет более 30 лет.
Вопрос о проведении комплексной оценки потребности научных и образовательных учреждений, государственных учреждений, оказывающих услуги по оценке сортов и показателей качества семян, а также частных селекционных компаний в современном оборудовании и селекционной технике, и формировании соответствующего государственного заказа. Без этого вопрос модернизации затянется на году и не позволит достичь поставленных целей в обозначенный период.
На протяжении последних лет ставим вопрос о государственной поддержке стимулирования спроса на продукцию сельскохозяйственного машиностроения в форме возмещения отечественным селекционным центрам не менее 50% от стоимости селекционной техники и лабораторного оборудования за счет средств федерального бюджета. Необходимость самой этой меры по существу заключается в крайне долгих сроках окупаемости селекции (от старта программы до начала коммерциализации не менее 10 лет, до выхода на самоокупаемость – не менее 12-15 лет), одновременно с наличием высокого риска неполучения результата селекции - конкурентного сорта/гибрида, а также иных рыночных рисков (изменение потребительского спроса, наличие административных ограничений и т.п.). При чем эти проблемы и риски одинаковы как для государственных учреждений, так и для частных селекционных компаний.
Возмещение части затрат на приобретение специализированной техники и оборудования устранит техническое и технологическое отставание отечественных селекционных центров от иностранных, повысит скорость и масштаб селекционного процесса.
-
Рекомендовать Минсельхозу России (О.Н. Лут) совместно Национальным союзом аграстраховщиков (К.Д. Биждов) в целях повышения спроса на агрострахование сельскохозяйственных культур рассмотреть возможность подготовки изменений в Закон № 260-ФЗ, в части:
1) выделения семенных посевов в отдельный объект страхования, закрепив возможности страхования сельхозкультур не на всей посевной площади, а на площади под семенными посевам, которая определяется конкретными земельными участками или их частями, границы которых можно идентифицировать;
2) определения площади повреждения в пределах застрахованной площади, в том числе, на части такой территории, где растения подверглись воздействию опасных событий, перечисленных в части 1 статьи 8 Закона 260-ФЗ, путем проведения обследования уполномоченным органом (организацией), подведомственным Минсельхозу России, например, ФГБНУ «Россельхозцентр»;
3) внесения в законодательство об агростраховании понятия «качественной» утраты урожая сельхозкультуры в результате опасного события, повлекшего прорастание, в том числе семенного материала сельхозкультуры. рассмотреть.
Арострахование не пользуется популярностью у членов НССиС. Это обусловлено рядом причин:
-
Низкий коэффициент возмещения потерь при наступлении страхового случая. По открытым данным, которыми располагает НССиС, старховщики, в рамках агрострахования с господдержкой, возмещают страхователям порядка 30% от собранной суммы страховых премий. Для сравнения в Китае этот показатель составляет порядка 80 процентов.
-
Низкая вероятность возмещения потерь, произошедших локально – на части застрахованной посевной площади в результате воздействия опасных событий (например, в результате града, засухи, сильного ливня, подтопления, переувлажнения, вымерзания и т.п.), признаваемых страховым случаем. Так как сельхозпроизводитель обязан страховать риски утраты (гибели) урожая сельхозкультуры определенного вида на всей посевной площади и расчет возмещения утраты (гибели) урожая осуществляется относительно всей застрахованной площади.
-
Закон № 260-ФЗ устанавливает только количественный показатель утраты урожая, не учитывая, что может произойти и «качественная» утрата урожая сельхозкультуры в результате такого явления как прорастание, что может приводить к существенному изменению качества получаемой продукции и экономическому результату хозяйственной деятельности.
-
Рекомендовать Государственной Думе (В.В. Володин):
1) в целях повышения ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за незаконное использование селекционных достижений охраняемых патентом рассмотреть вопрос о внесении изменений и дополнений в статью 7.12 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КОАП).
Современное законодательство предусматривает административную ответственность за нарушение авторских, изобретательских, патентных прав, но не содержит норм, устанавливающих административную ответственность за нарушение прав на селекционные достижения.
Из-за практики незаконного использования сельскохозяйственными производителями семенного материала селекционных достижений (сортов и гибридов), защищенных патентом, отечественные селекционные компании, чьи интеллектуальные права нарушаются, по экспертным оценкам, недополучают в виде роялти порядка 1 млрд. рублей.
Отсутствие в Гражданском кодексе четких положений, касающихся защиты от неправомерного использования селекционных достижений, не способствует обращениям отечественных селекционеров в суды за защитой своих прав в гражданско-правовом порядке, в связи с чем представляется целесообразным в дополнение к гражданско-правовым средствам защиты прав селекционеров установление административной ответственности за незаконное использование селекционных достижений, как это предусмотрено в части 2 статьи 7,12 КоАП за нарушение отдельных прав интеллектуальной собственности, указанных в подпунктах 7-9 пункта 1 статьи 1225 Гражданского кодекса «Незаконное использование изобретения, полезной модели либо промышленного образца, разглашение без согласия автора или заявителя сущности изобретения, полезной модели либо промышленного образца до официального опубликования сведений о них, присвоение авторства или принуждение к соавторству».
В соответствии с положениями статьи. 1412 Гражданского кодекса патент выдается на селекционное достижение, отвечающее критериям охраноспособности и относящееся к ботаническим родам и видам, перечень которых устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере сельского хозяйства. В связи с этим размеры ответственности и объективную строну данного правонарушения предлагается сформулировать аналогичным предусмотренному в статье 7.12 КоАП образом.
2) в целях совершенствования механизма сбора лицензионных платежей за использование охраняемых сортов и гибридов, в том числе при их внутрихозяйственном использовании рассмотреть вопрос отмены льготного использования охраняемых селекционных достижений для субъектов малого и среднего предпринимательства.
Пунктом 4 статьи 1422 Гражданского кодекса установлено, что использование субъектами малого и среднего предпринимательства растительного материала, полученного в хозяйстве в течение 2-х лет в качестве семян для выращивания растений из перечня, установленного Правительством РФ (включает 10 основных сельскохозяйственных культур: горох посевной, гречиху, картофель, овес,просо, пшеница мягкая, пшеница твердая, рожь, тритикале, ячмень)на территории этого же хозяйства – не является нарушением исключительных прав на селекционные достижения.
В тоже время к субъектам малого и среднего предпринимательства относится до 90 % сельскохозяйственных предприятий. Таким образом, льготное использование селекционных достижение в течение двух лет по сельскохозяйственным культурам, занимающим в пределах 70 % в общей площади посева (без группы кормовых культур), не решают проблемы сбора селекционного вознаграждения и увеличения финансирования на селекционные разработки.
Практика применения закона № 527-ФЗ показала, что возможность селекционеров взимать лицензионные платежи (роялти) за использование семян для собственных нужд только с крупных хозяйств существенно ограничена. Информация по Курской и Курганской областям показывает, что свыше 80% хозяйств в АПК относятся к малому предпринимательству.
При этом семена, используемые хозяйствами для собственных нужд, составляют от 70 до 90% от общего объема, высеваемых семян. Таким образом, селекционеры недополучают значительные объемы лицензионных платежей (роялти), являющихся одним из важнейших источников финансирования прикладных разработок.
-
Рекомендовать Минсельхозу России (О.Н. Лут) в целях продвижения отечественных селекционных достижений (сорта, гибриды) на зарубежные рынки рассмотреть вопросы:
1) государственной поддержки регистрации сортов и гибридов в иностранных каталогах (реестрах);
2) внесения дополнений в Федеральный закон от 30.12.2021 № 454-ФЗ «О семеноводстве» положений касающихся производства семян сортов (гибридов) отечественной селекции, включенных в иностранные каталоги (реестры), но не включенные в Государственный реестр сортов и гибридов, допущенных к использованию на территории Российской Федерации, с целью вывоза семян в эти страны.
Российские селекционно-семеноводческие компании проводят значительную работу по реализации стратегических целей руководства страны по продвижению отечественной продукции на зарубежные рынки, в том числе семян российской селекции. В тоже время эта работа сдерживается высокой стоимостью и правовыми пробелами. Принятие соответствующих решений будет способствовать развитию этого направления.