Что будет дальше с продовольствием?

Сергей Митин: «Россия собирает рекордные урожаи, а авторы санкций пилят сук, на котором сидят»

  Страна уже год под «адскими санкциями», а зайдешь в продуктовый - глаза разбегаются. Как фермеры решают свои проблемы в нынешние времена и что будет дальше с продовольствием? И как у нас обстоят дела с пресловутой «продовольственной безопасностью»? Об этом в интервью «КП» рассказал первый зампредседателя комитета Совета Федерации РФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Митин.

ЗАВИСИМОСТЬ ОТ ИМПОРТА ПОКА СОХРАНЯЕТСЯ

  - Сергей Герасимович, все нарадоваться не могут на отечественный агропром, даже президент отметил успехи отрасли в своем послании к Федеральному собранию. Как в этом году, будет у нас хлеб с маслом?

  - Действительно, в последние годы агропромышленный комплекс стал одним из наиболее динамично развивающихся секторов российской экономики. В 2020 году была принята обновленная «Доктрина продовольственной безопасности», и ее основная задача - обеспечить страну собственным продовольствием.

  Сегодня показатели доктрины достигнуты по зерну, мясу, сахару, растительному маслу, рыбе... По молоку импортозависимость пока сохраняется, но я думаю, в ближайшие год-два, учитывая особое внимание правительства и профильного министерства, мы от этого избавимся.

  А вот с овощами, фруктами ситуация сложнее. Страна-то у нас северная. Но и здесь очень неплохой рост. С начала реализации Госпрограммы было заложено почти 140 тыс. га многолетних плодовых и ягодных насаждений, и, по предварительным данным, в 2022 году будет собран очередной рекордный урожай плодов и ягод, который превысит 1,5 млн тонн.

  Вырос и экспорт сельхозпродукции — по итогам прошлого года он должен составить около 40 млрд долларов. Лет 15 назад, когда я работал заместителем министра сельского хозяйства, мы и подумать не могли о таких показателях.

  - Хронической проблемой у нас была нехватка собственных семян. Сейчас наладилось?

  - Селекция и семеноводство являются критически важным сектором агропромышленного комплекса, во многом определяющим продовольственную безопасность страны. Особенно остро стоит вопрос по обеспеченности российских аграриев отечественными семенами сахарной свеклы, картофеля, подсолнечника, кукурузы.

  Мы, как палата регионов, уделяем особое внимание вопросу эффективности и достаточности государственных мер для устойчивого развития отечественных селекции и семеноводства, внимательно следим за реализацией целевых индикаторов отраслевых подпрограмм Федеральной научно-технической программы.

  В прошлом году в ведение Минсельхоза России было передано девять научных организаций, которые занимаются разработкой отечественных сортов и гибридов стратегически важных сельскохозяйственных культур. Уже есть положительные сдвиги в этом направлении и повышение качества взаимодействия между научными учреждениями, семеноводческими хозяйствами и бизнесом.

  Вообще, я хотел бы отметить, что успехи в агропроме достигнуты прежде всего, за счет роста эффективности. Если сравнить с советским периодом, то крупного рогатого скота было тогда примерно 40 млн голов, а сейчас - 8 млн. Но молока и мяса производим сейчас примерно столько же. Общая площадь пахотных земель тоже уменьшилась, а зерна выращиваем намного больше. Когда-то урожай зерновых в 100 млн тонн считался недостижимой мечтой, а сейчас уже и 150 млн — реальность. Все это происходит благодаря наличию высокоурожайных семян, энергоэффективной сельхозтехники, удобрений, и, конечно, самоотверженному труду российских аграриев.

  - А не слишком ли много людей оттягивает на себя сельское хозяйство?

  - В сельской местности проживает около 36 млн человек. При этом в агропромышленном секторе занято по разным оценкам до 7 млн. человек. Получается где-то около 8% от всего трудоспособного населения. Во многом это объясняется тем, что человеческий труд в отечественном АПК дешевле, чем стоимость современного оборудования.

  По мировым меркам это действительно много. Если брать развитые страны, то там и 2% нет в агропроме. Сегодня в мире один фермер в среднем обеспечивает продукцией около 150 человек, а по мере развития цифровых технологий в сельском хозяйстве этот показатель вырастет до 250-300 человек.

  Но с другой стороны это говорит об огромных резервах нашего сельского хозяйства. Уверен, что Россия через несколько лет будет крупнейшим экспортером продовольствия.

  - Санкции нам не помешают? Все-таки оборудования у нас много импортного — перестанут поставлять, и как мы выкручиваться будем?

  - Страны, которые поддержали санкции, сами пилят сук, на котором сидят - иностранные компании, ранее поставлявшие специализированную технику в нашу страну, просто теряют прибыль. Кроме того, Россия всегда была сильна сельскохозяйственным машиностроением и производством пищевого и перерабатывающего оборудования. Ростсельмаш в советское время был самым крупным в мире комбайновым заводом, он и сейчас выпускает высокотехнологичную сельскохозяйственную технику. Кировский тракторный завод в Санкт-Петербурге продолжает набирать обороты, выпуская высокомощные современные трактора. Можно сказать, что сегодня, хоть и есть определенные проблемы, но по сравнению с другими машиностроительными отраслями машиностроение в аграрном секторе развивается более ускоренными темпами. Остается открытым вопрос о развитии отечественного производства тракторов малой мощности, пользующихся высоким спросом у аграриев. Сейчас этот вопрос в основном решается поставками в Россию тракторов Минского тракторного завода.

  Правительство, российский парламент осуществляют систематический контроль за ситуацией, за достаточностью мер поддержки отечественных машиностроителей.

Справка «КП»

  Сергей Герасимович Митин

  Родился 14 июня 1951 г. в г. Горьком. Окончил Горьковский политехнический институт.

  С 1997 по 2007 г. занимал посты замминистра экономики, замминистра промышленности, науки и технологий, замминистра сельского хозяйства.

  С 2007 по 2017 г. — губернатор Новгородской области.

  С 2017 г. - член Совета Федерации. Первый заместитель председателя комитета по аграрно-продовольственной политике и природопользованию.

  Находится под персональными международными санкциями США и Евросоюза.