Вырастить и накормить

Интервью с генеральным директором «Прогресс Агро» Леонидом Рагозином

Беседовал Константин Зорин

 Прошедший год выдался непростым для всех сельхозпроизводителей независимо от масштабов предприятия и формы собственности. Как прошли этот путь крупные агрохолдинги и с каким настроением смотрят в будущее?

 В ГК «Прогресс Агро», основанную в 2019 году, сегодня входит более 20 предприятий. Фундаментом группы служат кубанские компании, созданные в 2002 году. Их прежний владелец заложил большое количество традиций и направлений, которые сегодня активно поддерживаются и развиваются. Итогами работы агрохолдинга в прошлом году и своими взглядами на новый сезон в конце декабря поделился Леонид Рагозин, генеральный директор «Прогресс Агро».

— Что сегодня собой представляет группа компаний?

 — В основе нашей работы лежат лучшие российские практики и современные инновации. Основные направления сельхозпроизводства — растениеводство, животноводство, хранение зерновых и масличных культур, селекция семян, переработка мяса и молока, пшеницы и сои. Ведущими векторами развития агрохолдинга являются цифровизация, селекция и генетика. Площадь пахотных земель сейчас составляет 134 тыс. га в Краснодарском крае. Главная гордость компании — становление собственного коневодства, которое испытывает в стране большие сложности. По итогам 2021 года наша лошадь была признана одной из лучших в России. Кроме того, в прошлом году мы вывели на проектную мощность производство нового вида продукции — полипропиленовых мешков для упаковки. Объем достигает 9 млн штук ежегодно, и они предназначены как для собственных нужд, так и для других предприятий.

— Каковы итоги деятельности компании в 2022 году?

 — Конечно, год был непростым, и все предприятия группы испытывали сложности в работе. Однако в плане урожайности этот период стал крайне удачным. Мы получили более 250 тыс. т пшеницы хорошего качества при средней урожайности 75 ц/га, а гибриды кукурузы «Ладожские» показали в производстве результат около 80 ц/га. По нашим оценкам, мы достигли самой высокой продуктивности рапса в Краснодарском крае — 44 ц/га. Также было собрано около 600 тыс. т сахарной свеклы. Перечисленные культуры определяют политику предприятия, ведь мы используем их в собственной переработке. В итоге все культуры севооборота в 2022 году дали значительно более высокую урожайность, и были перевыполнены цели нашего бизнес-плана.

 В связи с хорошим сбором свеклы своей работой порадовал сахарный завод. Для загрузки его мощностей мы привлекли более 400 тыс. т продукции сторонних поставщиков, что позволило нам переработать свыше миллиона тонн сахарной свеклы — рекорд предприятия за все время его существования с 1958 года. Были сформированы большие складские запасы сахара, который в течение года будет выходить на рынок в объеме 7–8 тыс. т ежемесячно. Мы немного расширили поголовье молочного скота и довели годовой надой молока до планируемых 75 тыс. т, что превысило показатель 2021 года на восемь процентов. При этом каждая корова в среднем увеличила надой на 212 кг. Сегодня в агрохолдинге свыше 8000 фуражных особей. Положительная динамика отмечалась на свиноводческих фермах, где поголовье составляет около 50 тыс. животных. На одну свиноматку в 2022 году мы получили свыше трех тонн мяса, что является довольно высоким показателем по отрасли. Эффективная работа в ушедшем году позволит получить группе компаний выручку в размере более 17 млрд рублей.

— Какие проблемы ушедшего года вы бы отметили? Как они решались?

 — В связи с рекордным урожаем зерна в России возник вопрос реализации выращенной сельхозпродукции. Сейчас видим большие проблемы в логистике на мировые рынки через южные порты: от подходов к ним самим до страхования грузов. На экспорт Россия готова предложить, по разным оценкам, от 50 до 60 млн т зерна. Порты южного направления должны переваливать 5–7 млн т ежемесячно, и они справляются с такими объемами с трудом. В ноябре и декабре мы отгрузили два судна пшеницы, в январе 2023 года планируем отправить еще два сухогруза на 80 тыс. т. Экспорт сдвинулся с мертвой точки, и мы понимаем, что сегодня миру необходимо наше зерно. Мы будем совместно с покупателями из различных стран искать пути доставки российской качественной продукции. Решение проблемы экспорта должно снизить нагрузку на агробизнес, ведь одно дело вырастить зерно, а другое — продать и пополнить оборотные средства компании для обеспечения будущего урожая удобрениями, средствами защиты растений и так далее.

 В прошлом году погода позволила выдержать все плановые показатели по сево­обороту. Мы полностью посеяли озимые культуры и сегодня видим их неплохие всходы. В январе и феврале вносим минеральные удобрения: мы получили их в нужном объеме от наших основных партнеров — компаний «Еврохим» и «Уралхим». База для урожая 2023 года уже создана, и рассчитываем, что погода позволит свое­временно обрабатывать и убирать поля. Несмотря на объективные сложности на рынке сельхозтехники, агрохолдинг смог выполнить всю годовую инвестиционную программу по этому пункту. Бюджет был перенаправлен в сторону приобретения отечественных машин. Мы получили около 20 тракторов большой мощности от «Ростсельмаша», закупили много белорусской техники, что позволило частично обновить парк.

— Каковы планы компании на 2023 год?

 — У нас сформирована серьезная инвестиционная программа в размере 4,5 млрд рублей. Учитывая постоянно возникающие трудности с реализацией пшеницы, мы выработали шаги по данному направлению. На уже имеющихся мощностях мельниц планируется довести объем переработки зерна этой культуры в муку до 200 т/сут. На этом мы не останавливаемся и уже приступили к реализации проекта строительства новой мельницы, чтобы нарастить ежедневное производство до 300 т. Это позволит нам всю выращенную пшеницу перерабатывать в муку, избежать сложностей с продажей зерна и перейти на выпуск продукции с более высокой добавленной стоимостью. Параллельно мы развиваем экспорт свекличного жома и пшеничной муки, выходя на рынки Китая и других азиатских стран, Афганистана, Абхазии, Грузии. По всем направлениям уже были выполнены плановые отгрузки, разработаны необходимые технологические схемы, были аттестованы элеваторы, и компания готова к зарубежным поставкам. В 2022 году мы отгрузили жом в Китай и ряд других государств, а также на внутренний рынок вместе с соей.

 Конечно, запланировано обновление парка сельхозтехники, который состоит из более чем 4000 единиц. За два года хотим направить на эти цели свыше 2,5 млрд рублей. Сегодня зарубежные производители не могут обеспечить наши потребности в машинах в полном объеме. При этом качество отечественной техники улучшается, и ее цена оказывается более выгодной по сравнению с импортными аналогами, поэтому будем двигаться в направлении импортозамещения. В сфере поставок средств защиты растений и минеральных удобрений мы и ранее работали в основном с российскими компаниями. Наши договоры продлеваются, и агрохолдинг не испытывает дефицита по этим позициям. Кроме того, с агрохимическими предприятиями ведется серьезная научно-исследовательская работа, постоянно выполняется большое количество различных полевых испытаний, подбор систем защиты и питания.

 Для нас важно быть компанией полного цикла, которая не просто выращивает семена, высевает их на полях, производит корм для своих животноводческих ферм на комбикормовых заводах. Особая ценность заключается в том, что из полученного мяса и молока мы изготавливаем около 500 наименований мясной продукции и большой ассортимент других вкусных продуктов питания под собственным брендом. Сеть наших магазинов, состоящую уже из 35 филиалов, планируем дальше расширять в Краснодарском крае. Увеличение продаж будет происходить в том числе за счет выхода на крупные маркетплейсы. Наша стратегия основана именно на этом — вырастить, произвести и накормить, а также отвечать за качество продукции от поля до прилавка. В 2023 году нас ждут новые вызовы, но мы уверены в интересной работе и хороших результатах.

— Как будет развиваться семеноводческое направление компании?

 — Мы заинтересованы во внутреннем рынке и большую ставку делаем на семеноводство. Компания является ключевым игроком на рынке отечественных гибридов кукурузы, занимая долю около восьми процентов с 38 позициями. Бренд «Ладожские» известен сельхозпроизводителям более 12 лет. В 2022 году мы впервые зарегистрировали два гибрида подсолнечника, которые уже доступны на рынке.

 По сравнению с 2021 годом производство семян увеличилось более чем в два раза, а контрактование на 2023 год достигло почти 7000 т гибридов кукурузы на 1,29 млрд руб­лей. Спрос на посевной материал имеется от всех крупных агрохолдингов. Мы провели существенную реконструкцию Ладожского кукурузокалибровочного завода, построили дополнительные складские мощности, новые упаковочные линии, а селекционеры из НПО «Семеноводство Кубани» ежегодно создают по 2–3 новых гибрида. К сожалению, пока материнские линии не позволяют производить больше материала, и мы не в состоянии удовлетворить весь спрос рынка. Однако мы полностью закрываем потребности собственных растениеводческих предприятий по гибридам кукурузы. Семена озимой пшеницы и ячменя мы выращиваем совместно с ФГБНУ «Национальный центр зерна им. П. П. Лукьяненко» — в прошлом году получили более 7000 т. Посевной материал сои производим с нашими коллегами с предприятия «Соевый комплекс», масличных культур — вместе с компаниями «Щелково Агрохим» и «Сингента», после чего подрабатываем их на собственном реконструированном заводе в г. Белореченске, тем самым увеличивая прибыль компании. Мощности данного производства будут полностью загружены в этом году, и свои потребности в семенах мы закроем.

— Какие сельхозкультуры могут пользоваться спросом в ближайшие годы?

 — Мы придерживаемся традиционного для нас севооборота для получения максимальных урожаев. Его структура рассчитывается в автоматическом режиме, участие людей минимальное. Сегодня сложно предсказать, какая культура «выстрелит». В рамках нашей многоплановой деятельности мы видим, что год от года повышенным спросом пользуется разная продукция: поднимается в цене то сахар, то пшеница, то кукуруза. Для снижения рисков и сохранения доходности мы имеем плановый и разнообразный севооборот. Конечно, мы пробуем выращивание новых культур. Например, в прошлом году был получен хороший урожай гречихи. Из нее производим крупу для розничных магазинов, для чего закупили линию сортировки и фасовки. Также в интересах животноводческих предприятий планируется расширение площади под сорго.

— Каков ваш прогноз по ситуации на мировом рынке зерна?

 — Он достаточно сбалансирован: объем полученной продукции и ее потребления приблизительно из года в год находится на одном уровне. Это именно то зерно, от которого невозможно отказаться. По данной ситуации я смотрю в будущее с оптимизмом. В мире достаточно трезвых голов, понимающих, что сельхозпродукцию нужно доставлять и продавать. Российскому правительству и агробизнесу важно сегодня наладить новые пути поставки зерна. В итоге вся продукция, выращенная на наших полях, найдет покупателя, и производители получат свою прибыль, ведь аграрный рынок постоянен в своем росте за счет увеличения населения планеты. Данный вопрос станет еще более актуальным, так как площадь сельхозугодий не повышается, а климат оказывает свое влияние.

— Насколько глубоко цифровизация охватила деятельность компании?

 — На 2023 год у нас утвержден отдельный план по цифровизации производства. В 2022 году было закончено полное внедрение системы ERP для управления всеми бизнес-процессами. Мы постоянно совершенствуем контроль над производственными операциями на наших предприятиях. В главном офисе компании менеджеры в режиме онлайн могут контролировать происходящее на оцифрованных полях: какие обработки проводятся в поле, какое количество удобрений вносится и так далее. Последняя операция выполняется дифференцированно на основе карт угодий, составленных по данным спутникового мониторинга и облета квадрокоптерами. Севооборот также рассчитывается с помощью специальной программы. Не менее перспективным является внесение средств защиты растений с помощью БПЛА для локальных обработок очагов заражения. Такие проекты мы продолжаем масштабировать в рамках группы компаний. Наша цель состоит в том, чтобы иметь возможность каждую минуту оценивать состояние любого поля. Агрономы должны принимать быстрые оперативные решения, основываясь на данной информации. Помимо этого вся сельхозтехника отслеживается дистанционно в режиме реального времени на предмет местонахождения, маршрута и скоростного режима. Важно, чтобы все было в движении, работало и приносило прибыль. Серьезная программа по цифровизации имеется и в животноводстве. Мы последовательно внедрили систему управления стадом, позволяющую отслеживать коров по 65 параметрам и работать с каждой индивидуально. Система доступна в мониторинговом центре всем специалистам. Ветеринары и зоотехники знают о здоровье каждой особи в поголовье, чем она питается и какие дает надои по количеству и качеству.

— Достаточно ли сегодня мер господдержки для сельхозпроизводителей?

 — Думаю, прежде всего важно помогать тем, кто готов комплексно вкладываться в развитие и технологическое оснащение. Необходимо увеличить субсидирование на закупку сельхозтехники, особенно влаго­сберегающих агрегатов. Систему льготного кредитования я бы пересмотрел: расширил бы перечень целевого использования таких займов и увеличил лимит на одного заемщика. Текущие условия значительно ограничивают их получение крупными сельхозпредприятиями. Система агрострахования с господдержкой должна заработать более эффективно через снижение страховых тарифов, размера франшизы и расширение критериев страховых событий, чтобы она стала экономически оправданной для аграриев.

 Группа компаний планирует реализовать ряд инвестиционных проектов, в частности строительство новой мегафермы, завода по производству сухого молока, плодо­хранилища. Для этого необходимо оказание господдержки в виде компенсации части затрат на создание и модернизацию объектов АПК в рамках действующих постановлений Правительства РФ. Важно выделять субсидии на использование инновационных технологий в животноводстве, направленных на создание племенного ядра путем получения элитных телочек, производства эмбрионов, на роботизацию предприятия. Нужна поддержка отечественного семеноводства через субсидирование закупки оборудования для селекции. Кроме того, стоило бы изменить систему погектарного субсидирования, которую нужно рассматривать через масштабы затрат на производство: чем больше вкладывается предприятие, тем больше оно должно получить от государства.

— Как вы решаете извечную для сельского хозяйства проблему кадров?

 — Все предприятия АПК в России испытывают кадровый голод. Мы научились работать в этой ситуации, создав программу по взаимодействию с кадрами. Первым шагом стали агроклассы, сформированные в 18 школах Усть-Лабинского района совместно с фондом «Вольное дело». Ребята, наряду с получением расширенных знаний по биологии, посещают наши предприятия, где знакомятся с производством. Сотрудники компании активно участвуют в учебном процессе и ознакомительной практике. Мы уже увидели первые результаты — поступление школьников в агровузы. Сейчас идет новый этап работы с учебными заведениями. На базе ГБПОУ «Ладожский многопрофильный техникум» совместно с Министерством образования, науки и молодежной политики Краснодарского края была создана совместная программа «Росток» в рамках федеральной программы «Профессионалитет». Компания инвестировала в нее более 35 млн рублей в дополнение к средствам из федерального и краевого бюджетов. На эти деньги были отремонтированы кабинеты, закуплено лабораторное оборудование и оргтехника. Считаю, что сегодня на территории Усть-Лабинского района создан серьезный кластер аграрного образования по соответствующим специальностям.

 На базе наших предприятий в ближайшее время будут созданы центры прохождения практики для студентов, где мы сможем знакомиться с ними поближе и выбирать лучших для приема на работу. Взаимодействие со студентами — третий этап. За последние два года более 100 учащихся ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина» и ряда других вузов проходили у нас оплачиваемую стажировку. Большинство ребят затем вливаются в наш трудовой коллектив и занимают инженерно-технические должности. Это активные молодые люди, за которыми будущее наших предприятий. Сотрудники компании имеют дополнительные социальные возможности, участвуют в корпоративной жилищной программе. Она предусматривает оплату предприятием первого взноса по ипотеке, а затем — компенсацию 50% ежемесячного платежа по кредиту. Так, за последние два года 62 человека стали новоселами. Наконец, в агрохолдинге второй год повышается заработная плата сотрудников. Задача нашей компании — предложить людям оплату на 10–15% выше среднего показателя по данным профессиям в Краснодарском крае, чтобы трудиться у нас было престижно. Мы заботимся не только о потребителях, но и о наших работниках.