Пустыни не бесплодны!

Труд и технологии способны превратить пески в «золотые прииски» растениеводства и селекции

  Об этом рассказывает штатный корреспондент портала Сhina Today Ли Юань.

  «В Экологической демонстрационной зоне Энгебэй, что в переводе с монгольского означает «безопасность и благополучие, тепличные арбузы, дыни, огурцы и клубника в окружении зелени резко контрастируют с окружающим пустынным ландшафтом. Ведь оазис Энгебей расположен в центре пустыни Кубуки.

  За последние несколько лет сотрудники центра приложили серьезные усилия для развития пустынной индустрии, полагаясь на тепличные инновации и достижения в области биотехнологии, чтобы производить высокие урожаи и привлекать множество агротуристов. Здесь они могут не только полюбоваться победой трудолюбивых людей на безжизненной пустыней, но и попробовать эту победу на вкус – ягоды, плоды и овощи, хотя и мельче обыкновенных, но очень вкусны за счет высокой концентрации питательных элементов.

  Впрочем, Цянь Сюэсэнь, авторитетный исследователь в области китайской аэродинамики и ракетостроения, называвший Энгебей «чудом промышленной революции», считает неправильным называть пустыни бесплодными. Еще в 1980-х годах он сделал неожиданное замечание, что «…пустыни Китая, которые занимают около 27% территории страны, это все потенциальные растениеводческие гектары. Развивая пустынную агропромышленность, можно заработать миллионы юаней».

  С тех пор как была выдвинута идея превратить пустыни в «золотые прииски» растениеводства, наука шагнула далеко вперед. С реализацией Стратегии развития Западного Китая на рубеже 21-го века, пустынное растениеводство набирают обороты, не только оживляя местную экономику и помогая уменьшить бедность среди фермеров, но и изучая новый метод экологической пустынной инфраструктуры.

  «Поскольку мы находимся по сути в пустыне, места для обычных посадок очень мало, - рассказывает Жэнь Сюэцзюнь, директор Бюро сельского хозяйства, животноводства, лесного хозяйства и водных ресурсов, входящего в Управляющий комитет экологической демонстрационной зоны Энгэбэй. - Наша работа заключается в предоставлении самых адаптируемых сортов растений и новых технологий, а также в содействии использованию новых энергетических ресурсов. Мы вышли на рынок с нашими органическими овощами и фруктами, которые принесли пользу местным жителям и улучшили местную экономику».

  Экологическая демонстрационная зона Энгэбэй была введена в эксплуатацию в 2009 году, и Лю Сюэцинь, в то время только что окончившая школу в провинции Шаньдун, начала здесь свою карьеру растениевода. Ее работа заключается в выращивании товарных культур и тестировании новых сортов овощей, плодов и фруктов в теплицах.

  С учетом обильного солнечного света и высоких суточных колебаний температуры, в Центре построили солнечные теплицы и полуподвальные теплицы, использующие эффект теплоизоляции. Благодаря системам капельного орошения, разработанным Китайской академией наук, им требуется на 60% меньше воды по сравнению с обычными системами орошения.

  «Опираться на большее количество солнечного света, меньшее количество воды и новые технологии для достижения лучших результатов» - таков девиз, лежащий в основе пустынной индустрии растениеводства.

  Лю Сюэцинь вспоминает, команда начала с экспериментов с высококачественными гибридными сортами: болгарский перец из Израиля, сетчатые дыни с Хоккайдо в Японии и арбузы с желтой мякотью из Тайваня.

  Основной проблемой была адаптация растений к местным условиям. Когда закупили компост для смешивания с местной почвой, то содержание солей и щелочей в местной почве было настолько высоким, что все растения перца погибли. Только после того, как заменили всю почву компостом, перцы, наконец, начали расти. Но и тут не обошлось без эксцессов. Из-за интенсивного солнечного света растения перца обгорели, поэтому растениеводы установили солнцезащитные сетки и количество листьев.

  «Даже самые лучшие сорта должны быть адаптированы к местным почвенным и климатическим условиям. И все нюансы придется выяснять самим. Существующий опыт недостаточен для практического пустынного производства», - говорит Лю Сюэцинь.

  В 2015 году команда начала внедрять космические растения. «Космические сорта демонстрируют высокую стрессоустойчивость и намного лучше, чем обычные культуры, справляются с холодом, засухой, вредителями, засоленной и щелочной почвой. За ними будущее зеленых продуктов», считает Лю Сюэцинь.

  Космические растения, также называемые «космической мутационной селекцией», представляют собой новые сорта, получаемые путем отправки семян в космос и помещения их в уникальную среду - хранения в стерилизованной зоне в вакууме и воздействия высокоэнергетическим ионизирующим космическим излучением. Вернувшись на Землю, семена сажают, чтобы получить новые саженцы, которые производят новые материалы и сорта. Пока что только Америка, Россия и Китай успешно провели космическую мутационную селекцию.

  Космическая мутационная селекция и генетическая модификация - две разные концепции. Первая использует уникальные условия в открытом космосе для ускорения мутации, которая аналогична естественной мутации в природе. В то время как космическая мутационная селекция включает в себя изменение последовательности ДНК растений, генетическая модификация фактически включает в себя введение новых генов. Это принципиальное различие между ними.

  На демонстрационной площадке центра Энгебэй успешно выращено более 20 космических растений, в том числе космическая кукуруза, небольшие дыни, мини-огурцы и мини-белые тыквы».