Сложности импортозамещения

Глава Зернового союза: урожайность пшеницы в России через 5 лет может снизиться вдвое

 Российские селекционеры не занимались разработкой гибридных сортов зерновых культур, приносящих высокую урожайность, а сосредоточили свою деятельность на низкоурожайном сортообновлении. В итоге они могут стать беззащитными перед угрозой санкций.

 Импортозамещение неизбежно затронет и такую, казалось бы, процветающую в России отрасль, как сельское хозяйство. Об этом говорил глава Зернового союза Аркадий Злочевский на пресс-конференции в МИА «Россия сегодня» Оказывается, Россия использует не свои собственные, а импортные гибридные семена пшеницы, а это уже через 4-5 лет приведет к существенному снижению урожайности, поскольку невозможно будет обновить семенной фонд. Именно столько «живут» гибридные сорта, в отличие от сортовой пшеницы или ржи, которая способна плодоносить десятки лет, но урожайность ее намного ниже.

 Таким образом, уже в следующем году дефицит семенного качественного семенного материала может привести к падению урожайности в стране в полтора-два раза, и ни о каких рекордах мечтать не следует, уверен Злочевский:

 «Много заявлений на тему о том, что нас ожидают рекордные урожаи. Но так ли это — это большой вопрос».

 Отставание заметно уже сегодня и по озимому, и по яровому севу, и причина этого, отнюдь не в погоде, как утверждает Минсельхоз, а «в отсутствии денег и в технической неготовности».

 Впрочем, в ближайшее время очень больших проблем с посевным материалом не будет, поскольку на этот год он уже закуплен, правда вдвое дороже, чем прежде. Но именно по причине дороговизны закупки были ограничены, а потому риски импортозависимости — рост цен и дефицит — в следующем году возрастут.

 Да, аграрии еще сумеют посеять свои семена, но такая практика в случае с гибридным фондом будет работать четыре-пять лет, в течение которых неизбежно снижение урожайности и возврат к гораздо более низкой естественной урожайности. Если гибридные семена ржи дают урожай в семь с половиной тонн с гектара, то сортовые семена - лишь четыре тонны, и то в удачный сезон. При этом, российские селекционеры не располагают в своих арсеналах гибридными сортами, поскольку они всю свою работу сосредоточили на сортообновлении. И вина в этом состоит в неадекватности режима регулирования, уверен Злочевский:

«Новый закон только добавил неадекватности, например, требование оформлять генетические паспорта — это долго и дорого».

 Чтобы преодолеть кризис в семеноводстве, нужно сменить режим регулирования, причем компетентные кадры в этой области еще остались. Глава РЗС предложил освободить от обременения поставки на рынок новых сортов, изменив правила надзора и сделав внесение семян в государственный реестр селекционных достижений добровольным, а не обязательным, как сегодня.

 «Мы единственная страна в мире, которая надзирает за качеством семян (не безопасностью), хотя это рыночная категория и влиять на нее невозможно…», - заключил эксперт.