Твердой пшенице – особый статус!

Настоящее золото России — твердая пшеница!

  Не секрет, что в непростой современной экономической и политической обстановке практически бесспорным является признание успехов аграрного сектора России. Еще в 2018 году Президент России В.В. Путин отметил, что экспорт сельскохозяйственной продукции за последние годы вышел на третью позицию и стал одним из главных слагающих экономики страны. При этом достигнуты мировые вершины в экспорте зерновых и масличных культур.

  В поисках вариантов по осуществлению поставленных Президентом задач дополнительного развития экспорта необходимо, в первую очередь, рассматривать те культуры, для производства которых в нашей стране есть природные и исторические предпосылки.

  На протяжении двух последних столетий твердая пшеница была ведущей статьей российского экспорта и имела мировое признание как лучшая для производства высококачественных макарон.  Наша страна, обладая уникальным активом — сочетанием континентального климата и плодородной почвы, до 70-х годов ХХ века оставалась ведущим мировым производителем зерна твердой пшеницы с площадью посева 3,5 — 4,0 млн. га и производством соответственно 4,5 — 5,0 млн. тонн.

  В современных условиях площадь твердой пшеницы сократилась до 700 тыс. гектар, валовый сбор до 650 — 750 тысяч тонн, а экспорт составляет 150 — 200 тыс. тонн, что не сопоставимо с экспортом мягкой пшеницы и других зерновых культур.  В настоящее время лидерство в производстве и экспорте принадлежит Канаде, а Россия занимает лишь 13 место в ряду производителей данной культуры, в последние годы едва обеспечивая внутреннюю потребность.

  Изучение сложившейся в отрасли ситуации показало, что такое положение не устраивает всех, кто так или иначе имеет причастность к данной культуре: связан с созданием сортов твердой пшеницы, развитием семеноводства, производством и закупками товарного зерна, производством макарон, а также экспортом данной культуры. Для осуществления необходимых изменений объективно требуется инициатива по созданию отраслевого сообщества, которое было бы готово как к анализу текущей ситуации, так и выработке предложений по выводу отрасли на выгодные для страны позиции.

  В итоге, инициативу создания секции «Твердая пшеница» проявил Михилев Анатолий Васильевич, генеральный директор Национального союза cелекционеров и cеменоводов, чтобы на ее основе изучать и разрабатывать предложения по развитию данной культуры.

  Предложение о необходимости изменений в данном состоянии отрасли было поддержано Директором Департамента растениеводства, механизации и химизации Минсельхоза России Романом Владимировичем Некрасовым, и 20 октября 2020 года была организована и проведена видеоконференция с участием всех основных отраслевых министерств и ведомств регионов страны, причастных или перспективных для развития твердой пшеницы. В ней также приняли участие ученые, селекционеры, сельхозпроизводители, производители макаронных изделий и экспортеры.  Всего в видеоконференции приняли участие более 200 специалистов из 25 краев и областей. 

  Данное совещание стало первым отраслевым событием, в ходе которого прозвучали выступления представителей всех категорий участников – от создателей сортов до производителей готовой продукции и экспортеров.  Подобные объединения всех игроков одной отрасли давно работают в мире и проходят под лозунгом «От семян до пасты». Более того, некоторые участники организованной видеоконференции уже принимали участие в работе этих международных форумов. В ходе подготовки совещания они выразили уверенность, что только на основе консолидации отраслевых усилий можно эффективно достичь желаемых результатов.

  С основным докладом о состоянии и перспективах развития твердой пшеницы в России выступила Светлана Демьяновна Долаберидзе, генеральный директор ООО «Агролига Центр Селекции Растений», участник научных программ инновационного центра «Сколково».

  Естественно, что в современном мире, развивающемся на принципах конкуренции, главными заказчиками являются покупатели конечной продукции, они определяют, как качество, так и порог цены, и непосредственно с ними общаются торговые сети и производители продукции. Поэтому открывая прения Р.В. Некрасов, ведущий совещание, предоставил первое слово производителям конечной продукции, в частности А.В. Белоусову, руководителю МАКФА, крупнейшему производителю макаронных изделий России. А.В. Белоусов подтвердил, что текущее потребление зерна твердой пшеницы его предприятиями составляет 250 тыс. тонн, а в ближайшей перспективе — до 320 тыс. т., и в последние годы производство все больше испытывает дефицит зерна.  Особо отмечено, что по качеству не более 30% предлагаемого производителями зерна относится к 3-му классу, а остальное – 4-й класс и даже зерно фуражного качества. Зерна 1-го и 2-го классов, необходимого для производства высококачественных, конкурентно-способных макарон в последние годы практически нет, а цена на зерно из-за общего дефицита для переработчиков становятся неприемлемыми, т.к. конкуренция не позволяет поднимать стоимость конечного продукта.  Предприятие вынуждено закупать зерно по всей России и в Казахстане. В этой связи, если не изменить ситуацию, то ради непрерывного производства нельзя исключать импорт качественного зерна из-за границы. Это мнение поддерживают другие коллеги «по цеху». Отмечено что общая потребность перерабатывающей промышленности страны в зерне твердой пшеницы на текущий момент 750 тыс.т, а в ближайшей перспективе — 950 тыс. т.

  Продолживший выступление М.Ю. Курашов, менеджер по закупке зерна компании Barilla регион Европа, подтвердил, что общие объемы производства макаронных изделий в России растут, но, для сравнения отметил что крупнейшая в мире компания Barilla перерабатывает на своих предприятиях в разных частях мира до 1,5 млн. т. зерна, при этом являясь законодателем стандартов качества. Компания развивает производство и в России, но, так же, как и другие российские производители, испытывает проблемы и в объеме, и в ценах, и в качестве. В этой связи, проведенное компанией исследование более 50% ассортимента российских сортов показало, что, к сожалению, очень немного сортов соответствует по своим свойствам качеству современных международных стандартов, главным образом, по индексу глютена.   В то же время, перспективы экспорта российского зерна твердой пшеницы есть. В настоящее время небольшие объемы, импортируемые из России, используют, в основном, для разбавления хорошего по качеству зерна с целью снижения себестоимости конечного продукта.  Стоимость же канадского зерна твердой пшеницы хорошего качества в портах Италии составляет 300 – 320 $/т., и в этом заключается парадокс, что не интегрированное в международный рынок зерно этой культуры из России имеет гораздо большую рублевую цену внутри страны. Такая модель не рыночная и не вполне стабильна и может вызывать сильные колебания внутренних цен по годам.

  Эту информацию полностью подтвердил участник совещания от экспортеров А.В. Гаврилов, начальник отдела продаж компании «Содружество». Он подтвердил, что его компания готова как продолжить участие в небольшом экспорте, так и организовать завоз недостающих российским переработчикам 100-200 тыс. т. зерна твердой пшеницы из-за рубежа, в том числе, из Канады, если ситуация продолжит развиваться по текущему сценарию, и это нормальный вариант бизнеса.

  Выступающие от крупных холдингов В.Э. Ким (Био-Тон) и А.А. Кочубей (ГелиоПакс) подтвердили, что не первый год занимаются твердой пшеницей, в том числе, сортами российской и итальянской селекции (Рустикано). На текущий момент сорт Рустикано является если не стандартом, то по качеству клейковины более соответствует требованиям переработчиков. Производство зерна твердой пшеницы связано с повышенными рисками и необходимостью более интенсивных технологий. Главная проблема производства заключается в отсутствии сортовых технологий, адаптированных к конкретным условиям.  В этой связи, требуется государственная программа как для совершенствования механизма поддержки, так и отдельно для ведения отсутствующей сейчас статистики по твердой пшенице. Возможно, что предусмотренные меры господдержки не всегда доходят до данной культуры.

  От селекционеров выступили академики РАН Л.А. Беспалова и С.Н. Шевченко, а также автор многих сортов яровой пшеницы д. с-х. наук П.Н. Мальчиков.   Согласно их данным, в России в «Государственном реестре» находится 51 яровой и 28 озимых сортов твердой пшеницы. Так, Национальный Центр Зерна им П.П. Лукьяненко ведет семеноводство по 6 яровым 9 озимым сортам твердой пшеницы с потенциалом до 100 ц/га, а в условиях производства их урожайность составит 50-60 ц/га обеспечит востребованное качество.  Ученые подчеркнули, что текущий разговор участников отрасли очень полезен, т.к. в Краснодаре неоднократно пытались локально решать проблемы, но без привлечения внимания крупнейших переработчиков и экспортеров и государственной поддержки проблему развития твердой пшеницы на юге и вообще в России не решить.

  Ученые из Самары С.Н. Шевченко и П.Н. Мальчиков представляют старейший в России селекционный центр. По их мнению, резкое сокращение площадей произошло из-за снижения государственного внимания к твердой пшенице.  В настоящее время Самарский НИИСХ им. Н.М. Тулайкова имеет в «Реестре» 11 яровых сортов твердой пшеницы, которые занимают около 60% производственных площадей России. Ученые продолжают системную работу по созданию и ведению сортов, дополняющих друг друга по ряду параметров.  Несколько лет назад при поддержке Агролиги-ЦСР и сотрудничества с учеными из Италии начали работу на качество, соответствующее мировым стандартам, в том числе, по индексу глютена и цвету.  В настоящее время есть первые результаты, в том числе, получена государственная регистрация сортов.  Также поддержали предыдущих выступающих, что твердой пшенице необходим особый статус, т.к. при текущей системе отчетности она не выражена и теряется в общих цифрах многообразия пшеницы, а без понимания и анализа невозможно осуществлять действия по улучшения ситуации.

  Этого мнения придерживаются и Г.П. Захаров, выступающий от Оренбургского Минсельхоза, основной территории производства твердой пшеницы, и также в своих комментариях другие участники совещания.

  Ведущий совещание Р.В. Некрасов, подводя итоги, поблагодарил участников за высказанные точки зрения и предложения и сообщил, что начатый разговор очень полезен. На текущий момент для принятия решений значимость данной культуры очевидна, поддержал позицию придания твердой пшенице особого статуса, в том числе, в виде выделения в отдельную культуру в отраслевом статистическом учете.  Кроме того, твердую пшеницу необходимо включить в статус стратегических культур, по которым осуществляется разработка научного сопровождения в различных агроклиматических зонах страны.

Для продолжения и подготовки к конкретным действиям Р.В. Некрасовым предложено через две недели продолжить начатый разговор. Национальному союзу селекционеров и семеноводов поручено подготовить программу данного совещания, более точно рассчитать текущую и перспективную потребность в зерне твердой пшеницы, представить более точные прогнозы объема и качества экспорта, рассчитать возможности увеличения производства в основных и перспективных регионах возделывания твердой пшеницы.

Список участников в совещании по твердой пшенице (скачать)

Возродим лидерство России на мировом рынке твердой пшеницы (скачать)

 

Руководитель секции «Твердая пшеница» Национального союза селекционеров и семеноводов, к. с-х. н.,

Сергей Грошев