Роль ученых велика

Из первых уст

Интервью с председателем Комитета Торгово-промышленной палаты РФ по развитию АПК, академиком РАН, почетным членом Совета НССиС П.А. Чекмаревым.

– Петр Александрович, недавно в интервью нашей газете вы подробно рассказали о развитии сельского хозяйства и его проблемах. Скажите, какова роль аграрной науки в современных условиях?
– В майском указе президент В.В. Путин поставил амбициозные задачи для нашей экономики до 2024 года. Вхождение Российской Федерации в число пяти крупнейших экономик мира. Обеспечение темпов экономического роста выше мировых при сокращении макроэкономической стабильности. Создание в базовых отраслях экономики, прежде всего в обрабатывающей промышленности и агропромышленном комплексе, высокопроизводительного экспортно-ориентированного сектора, развивающегося на основе современных технологий и обеспеченного высококвалифицированными кадрами.

Кроме того, 1 января 2020 года президент утвердил Доктрину продовольственной безопасности, которая ставит конкретные задачи для агропромышленного комплекса. Исходя из этого без развития аграрной науки выполнить поставленные задачи невозможно. Нужно сказать, президент держит на особом контроле агропромышленный комплекс страны, в этом мы убедились на последнем совещании, посвященном развитию агропромышленного комплекса и перерабатывающей промышленности 20 мая 2020 года.

Чем выше научные достижения, тем эффективнее сельское хозяйство. Наука просто необходима в современных условиях. Меняется климат, меняется плодородие почв, появляются новые болезни и вирусы, вредители, болезни животных. Появляется конкуренция продуктивности новых сортов сельскохозяйственных растений и пород животных. В мире появляется новая современная техника, и наука тоже должна идти вперед, создавать новые машины и механизмы, подходящие для наших почв и климата, чтобы их предложить промышленным предприятиям, для их производства и конкурентоспособности на российских и мировых рынках.

– Как отразилась реформа РАСХН (Российская академия сельскохозяйственных наук) на аграрной науке? Какое сегодня состояние аграрной науки?

– Я бы сказал, реформы идут не совсем гладко. За массой структурных изменений, при которых была проведена работа по переоформлению юридических документов, переименованию, слиянию, все это конечно вылилось в большие финансовые затраты и потери времени в развитии науки. При этом не была глубоко проанализирована и оценена работа РАСХН и, как следствие, не было сформированной и утвержденной, я бы сказал, научно обоснованной управленческой программы по реформированию аграрной науки. В результате наделали много ошибок. Аграрная наука, как и все сельское хозяйство, имеют свою специфику и особенность, поэтому она должна быть выведена в особый статус.

Кроме того, всех научных сотрудников обязали печататься в зарубежных издательствах и результаты их работы поставили в зависимость от иностранных изданий, то есть все, что у нас наработано, многое из этого ушло в мировое использование, наука все-таки в определенной степени должна быть секретной, так как идет конкуренция в мире, все новые разработки продаются, а мы просто так дарим их всему миру – неоценимое состояние научных достижений и разработок наших ученых.

Кроме того, чтобы напечатать научные статьи в зарубежных журналах и изданиях, необходимо еще и заплатить. Сегодня, в условиях рынка, ни одно нормальное предприятие не выдает свою коммерческую и технологическую тайну. На мой взгляд, эту деятельность необходимо ограничить.

– В настоящее время ходят упорные слухи о передаче науки в Минсельхоз России. Как вы к этому относитесь?

– При правильном подходе аграрная наука должна находиться в ведомстве Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, так как ответственность за аграрную политику несет Минсельхоз, но при правильной организации аграрная наука может подняться и в Миннауке, в этом тоже есть масса плюсов. Министерству необходимо хотя бы год или два поработать с аграрной наукой. Далее видно будет. Тем более сейчас, в такое сложное время, аграрная наука еще одной реорганизации не выдержит, ведь только на переоформление имущества, техники, перевода людей потребуются колоссальные затраты. Эту работу за короткое время проделали дважды, с третьим разом нужно хорошо подумать.

– А если передавать по частям?

– Это тем более губительный вариант, аграрная наука должна быть целостной, так как она неразрывна по всем направлениям. Как можно науку о почвах и агрохимии оторвать от селекции, которая ведется в разных почвенно-климатических условиях, защита растений, кормопроизводство и животноводство, мелиорация и механизация, переработка сельскохозяйственной продукции – это все большой симбиоз всех направлений науки. Наряду с фундаментальными направлениями нужны и прикладные исследования, необходимы земли для ведения селекционных работ, производства элитных семян и гибридов, выработки технологии, для получения эффективных урожаев новых сортов и создания прочной кормовой базы для животноводства. Кстати, фундаментальную науку, может быть, нужно вернуть в ведомство Российской академии наук.

Такие направления в науке, как микробиология, фитопатология и ветеринария, сегодня выходят на первое место. Коронавирус нам показал проблемы, мы видим, как появляется масса болезней и вредителей, которые наносят огромный вред сельскому хозяйству, мы их порой не замечаем, не до конца изучено их влияние на здоровье человека и животных, и всем этим нужно серьезно заниматься науке.

Болезни растений и животных, а также вредители могут быть и биологическим оружием, об этом тоже не нужно забывать. Один только новый вредитель – мраморный клоп, пришедший к нам из Грузии через Абхазию в Краснодарский край, – нанес и наносит колоссальный ущерб: только одна особь может дать потомство в прогрессии до 6 млн. штук за сезон, и требуются колоссальные затраты на борьбу с ним. Помимо этого, например, саранча может уничтожить до 100% урожая, зерно, пораженное клопом – вредной черепашкой – может значительно ухудшить свои показатели, и мука из такого зерна станет непригодной для хлебопечения. Ежегодно на защиту растений затрачивается более 110 млрд. рублей и используется более 150 тыс. тонн пестицидов, представляете, какая это нагрузка на экономику и экологию.

В этих условиях нужно наладить более тесные отношения между Минсельхозом и Миннаукой. При ФАНО были даже такие случаи, когда директорам научно-исследовательских институтов не разрешали приходить в Минсельхоз на совещания. Конечно, при таких условиях у Минсельхоза появляется желание – забрать науку под себя. Я думаю, два министра договорятся о взаимодействии. В Минсельхозе есть аграрные вузы и научно-исследовательские институты сельского хозяйства, пока им можно посоревноваться, чьи институты лучше. А через год-два, при стабилизации обстановки, руководству страны оценить профессионально что делать с аграрной наукой.

– Что бы вы посоветовали аграрной науке в нынешних условиях?

– Во-первых, привлечь экспертов, крупных ученых, организаторов и определиться, что делать, как развить аграрную науку.

Во-вторых, укрепить материально-техническую базу всех научно-исследовательских институтов. Это современные лаборатории, техника, оборудование, то есть вооружить их технологическими и лабораторными приборами для продуктивной работы. Привести в привлекательное состояние заработные платы ученых всех уровней.

В-третьих, аграрной наукой должны руководить профессионалы.

– А есть кому работать в новых лабораториях и на новом оборудовании?

– Это, конечно, большая проблема для многих научно-исследовательских институтов. Но пока есть еще опытные высокопрофессиональные специалисты, крупные ученые мирового уровня, к сожалению, их с каждым годом все меньше и меньше остается. Нужно срочно готовить молодых специалистов начиная со студентов, далее аспирантура и работа в науке, все взаимосвязано. Сегодня во многих вузах, к сожалению, также нет материально-технической базы, потеряли землю, учхозы, позакрывали многие кафедры, программы обучения устарели и как же из них сделать будущих ученых – селекционеров, генетиков, технологов сельскохозяйственного производства? Научная подготовка должна начинаться с вуза. Сегодня на производстве не нужны недоученные специалисты. Один из вариантов дополнительного усиления нашей аграрной науки – поискать наших соотечественников – научных работников за рубежом, уехавших и успешно там работающих. Набрав опыта, они также принесли бы немалую пользу. Я видел таких, с ними общался, они многие тяготеют к Родине, но, говорят, пока на первом месте материальное вознаграждение. Мне очень не нравится такое название специалистов, как бакалавр, магистр, в селе их никто не понимает, что это такое, и что это за недоученный специалист. Я бы вернулся к специалитету, к нашим привычным названиям – ученый-агроном, зоотехник, инженер- механик и др. Необходимо пересмотреть всю программу обучения в аграрных вузах, с учетом подготовки научных кадров. Сегодня специалисты сельского хозяйства тоже является исследователями и им нужны знания по научным исследованиям. Ранее наша аграрная наука значительно превосходила иностранную. Начиная от ее основателей – М.В. Ломоносова, А.Т. Болотова, В.Р. Вильямса, Д.Н. Прянишникова, В.В. Докучаева, К.А. Тимирязева, И.В. Мичурина и других. Они стали основоположниками многих учений и направлений сельхознауки. Их труды высоко оценены в мировой науке. Они оставили после себя много талантливых учеников, их школы и сегодня работают, их именами названы научно-исследовательские институты, в честь них на званы города, улицы, установлены памятники,
и нам непростительно будет все это потерять и плестись в хвосте мировой аграрной науки. Уже сегодня нас начали учить иностранные консультанты, как вести защиту растений, при этом мы почти везде закрыли кафедры защиты растений.

Многие передовые сельскохозяйственные предприятия ищут за границей новые технологии, новые сорта и гибриды, средства защиты растений, технику, высокопродуктивный скот и другое. Потому что, они хотят развиваться и быть конкурентоспособными на внутреннем и мировых рынках.

– Одним из главных направлений по обеспечению конкурентоспособного сельского хозяйства является селекция сельскохозяйственных культур и выведение новых пород животных и птиц. А как здесь обстоят дела?

– Это, конечно, большая тема и она является основой сельского хозяйства.

По зерновым пока неплохо. Есть достижение наших селекционеров по урожайности более 10 т/га зерновых колосовых, более 14 т/га риса, но таких селекционеров остается все меньше и меньше, есть такие звезды-селекционеры, наши современники, как Беспалова Н.А. из Краснодарского НИИСХ, Сандухадзе Б.И. из Немчиновки, Грабовец А.И. из Ростовского НИИСХ и др.

По зерновым озимым культурам пока на мировом уровне нам конкурентов нет среди иностранных сортов, но при этом хромает семеноводство. По овощным культурам, сахарной свекле, картофелю, подсолнечнику и ряду других культур есть проблемы, идет засилье иностранных сортов и гибридов, и, надо сказать, с их стороны успешно.

В свое время, знаменитый на весь мир наш ученый академик Н.И. Вавилов создал лучшую систему селекции и семеноводства в мире, создав селекционные центры во всех природно-климатических регионах для выведения приспособленных к этим условиям сортов всех культур, которые возделываются в стране. А головным центром ВИР, в котором была собрана самая большая коллекция генетических ресурсов растений всех родов и видов в мире – около 350 тыс. образцов. Сейчас эта коллекция входит в пятерку крупнейших во всем мире.

На мой взгляд, там, где самая сложная ситуация по селекции и семеноводству ряда культур и большие проблемы в птицеводстве и животноводстве, необходимо субсидировать до 80%, а может быть, и до 100% за счет государства для научных учреждений. Как в старину говорили, “племя, семя и кадры, должны быть в руках Государевых”.

– А что с нашей землей, состоянием почв, плодородием, какая тут роль аграрной науки?

– Это очень большой пласт науки. В природе постоянно идут изменения, в почве идут различные процессы, миллиарды бактерий, насекомых, влияние на почвы птиц, животных, антропогенные факторы, и за всеми этими процессами нужны научные наблюдения и формирование выводов и предложений по необходимым действиям.

Данными исследованиями занимаются институт микробиологии в С.-Петербурге, почвенный институт имени В.В. Докучаева, институт агрохимии им. Д.Н. Прянишникова и др. Необходимо отметить, что в почвах, кроме полезной микрофлоры, обитает огромное количество вредных для растений, животных и человека грибов, бактерий и прочих патогенов, которые тоже мутируют под воздействием пестицидов, удобрений, механических обработок, уплотнения почвы и др., без науки в данных вопросах также не обойтись.

К большому сожалению, мы теряем плодородие почв, увеличивается количество кислых почв, с низким содержанием фосфора, замечается недостаток микроэлементов, идет водная и ветровая эрозия.

В то же время появляются новые виды удобрений – от бактериальных до сложных минеральных. При этом необходимо учитывать, что для сбалансированного внесения в почву необходимы не только макро-, но и микроэлементы. За последние пять лет отрицательный баланс NPK составил более 42 млн. тонн д.в. При производстве в России более 20 млн. тонн в д.в., наше сельское хозяйство закупает всего лишь 3,5 млн. тонн в д.в. в год, что составляет 36 кг в д.в. на 1 га посевной площади, а необходимо вносить не менее 8 млн.тонн д.в. в годи не менее 10 т органики на 1 га пашни.

В России более 56 млн. га с низким содержанием гумуса. За последние 100 лет содержание гумуса в почве снизилось на 30–40%, что составляет в среднем 0,62 тонны с га в год. Ежегодно в России становится примерно на 0,5 млн. га больше эродированных земель, от чего ущерб может составлять до 25 млрд. в год, по данным ученых и экспертов РАН.

Для уменьшения таких потерь, нашими учеными еще со времен разработки и осуществления программы “сталинского преобразования природы” велась работа по научно обоснованному размещению защитных лесополос и других противоэрозионных мероприятий, которые служат земледельцам до сих пор. Современными учеными, академиками, такими как Кирюшин В.И., Иванов А.Л. и другие продолжена работа по разработке адаптивно-ландшафтной системы земледелия на основе биологизации. Этот научный подход необходим для сохранения и восстановления плодородия почв.

В нашей стране сильно и среднекислых почв насчитывается около 35 млн. га, что составляет более 30% от общей площади пашни. На кислых почвах снижается экономическая эффективность производства растениеводческой продукции и невозможно получить хороший урожай, а также теряется эффективность применения минеральных удобрений. К сожалению, наши земледельцы пока получают отдачу от внесенного 1 кг д.в. минеральных удобрений в среднем 5 кг зерна. Мировая наука и земледельцы достигают отдачи более 10 кг. Без науки в различных природно-климатических условиях нашей страны невозможно достичь максимальной отдачи и окупаемости минеральных удобрений в различных технологиях возделывания культур. Должен отметить, Минсельхоз начал активную работу по известкованию кислых почв. Данное мероприятие несомненно принесет пользу и повысит эффективность применения минеральных удобрений.

В заключение я хочу пожелать всем ученым не падать духом, а смелее доказывать интересы аграрной науки, больших вам успехов и здоровья на долгие годы жизни, а также плодотворной работы. Ваша роль очень велика в выполнении Доктрины продовольственной безопасности России, утвержденной указом президента В.В. Путина. Без вас она не будет выполнена.

И еще, учитывая важность и глубину затронутой нами сегодня темы, я бы предложил на страницах “Сельской жизни” продолжить разговор между учеными и практиками о роли науки в развитии агропромышленного комплекса России.

Источник
Сельская жизнь, 5 – 11 июня 2020 года, No 23 (24188)