О российской селекции

Авторская статья Сергея Владимировича Платонова

«Заместить импортные семена не вышло, будем вытеснять», решили в Минсельхозе.

Первый квартал текущего года был ознаменовано рядом знаковых для российской селекции событий: утверждение доктрины продовольственной безопасности (доля семян основных сельскохозяйственных культур отечественной селекции должна составлять 75%), вступление в силу постановления правительства по 70% субсидиям на покупку отечественных семян, всероссийское агрономическое совещание, ряд «селекторов» под председательством первого заместителя министра.

Установочный посыл ответственных (ну, а как иначе?) чиновников Минсельхоза был сформулирован предельно четко: «Мы должны отвоевать позиции. Есть хороший термин – «импортовытеснение». Предстоит вытеснить семена импортной селекции, которые не производятся на территории России».

Стращали Украиной и Молдовой, в которых «партнеры из ЕС закрыли все селекционные учреждения и посадили на иглу импорта семян: привезли семена – есть посевная, не привезли – нет посевной». Жаль, не уточнили, сколько конкретно (по годам) раз была сорвана посевная. Умолчали и о том, что эти две страны (в отличие от посконной) успешно экспортируют свои семена в ЕС и по всему остальному миру, а украинская кукуруза победно вытесняет (слово то какое — прилипчивое) американскую с азиатских рынков.

А мы пока наращиваем импорт ржи, урожаи которой резко сократились в последние два года.  Что на очереди? Сахар?

Чиновники обещают и впредь «в ручном режиме увеличивать в товарном производстве долю отечественных семян». Регионам была поставлена задача по увеличению опытных площадей, которые будут засеяны семенами российской селекции. Они «должны показать стабильно высокую урожайность, лучшее качество продукции и максимальную эффективность в определенных природно-климатических условиях». Раз должны, значит – покажем, по-стахановски ответили семена. Регионы были не столь оптимистичны.

Весьма примечательно то, как повели себя в такой стрессовой ситуации отраслевые союзы. Кто-то вяло козырнул, кто-то предусмотрительно отмолчался. Мол, поживем, увидим. Сколько уж было этих провалившихся «ручных режимов».

Действительно, все это уже было в 16-ом году, на пике так и не случившегося потом импортозамещения. И мантры о «ничем не уступающих, а, по определенным параметрам, даже превосходящих зарубежные отечественных семенах», и «совковые обязаловки» по доле высева. Закончилось все ростом импорта. Почему? Да потому, что реальную работу по созданию условий для прорывного развития отечественной селекции заменили псевдопатриотическими кликушествами. Особенно, тогда и сейчас, в этом преуспевают манифестанты т.н. «непродавашек», грамотность опусов которых, в плане русского языка и элементарной экономики, просто зашкаливает в минус. Впрочем, прошу прощения. Обижать сирых и убогих – большой грех.

Но еще больший грех – бесхозяйственно навязывать российским сельхозтоваропроизводителям неконкурентные сорта и гибриды, производимые в рамках Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017 — 2025 годы (ФНТП), утвержденной постановлением правительства от 25 августа 2017 г. № 996.

О том, что ФНТП фактически провалена, свидетельствует принятие уже  смещенным правительством еще одного постановления — от 30 ноября 2019 г. № 1573, устанавливающего компенсацию в размере 70 процентов затрат покупателям семян, произведенных в рамках ФНТП. Дальше – только даром! Разбазаривание государственных средств на создание неконкурентоспособных сортов было усугублено дополнительными затратами на субсидирование неконкурентоспособного производства. Такой вот бесславный аккорд провалившего президентские нацпроекты кабинета.

Впрочем, поддерживать посредством субсидий производство в любых размерах и формах – безусловное суверенное право любого государства. Но никакое государство не может и не сможет наращивать реальное потребление производимой в рамках такой поддержки «непотребной» продукции.  Тому пример — производимый компанией «Гражданские самолеты Сухого» пассажирский самолет Sukhoi Superjet 100, который оказался никому не нужен. Компания не получила ни одного заказа на свои лайнеры в 2020 году.

Без всякого сомнения, создавать конкурентоспособные отечественные сорта необходимо. Но их необходимо именно создавать, а не назначать конкурентоспособными.

NASA продолжает летать на российских РД, даже несмотря на падающие через раз «протоны» и «союзы». И будет продолжать, пока не создаст свои надежные аналоги Германия, ссорясь с США, закупает российский газ. И будет закупать, не назначая конкурентоспособными пока еще далекие от совершенства «ветряки». Весь мир так живет и не парится.

Зампред Госдумы А. В. Гордеев сказал: «Успех сельского хозяйства основывается на том, что это абсолютно приватизированный, частный бизнес, где тысячи людей, опираясь на свою предприимчивость, принимают решения, какие технологии применять, что им покупать, по каким ценам продавать, идет здоровая конкуренция, совершенствуются технологии».

Российская селекция должна быть полностью рыночно ориентированной и развиваться не по административно формируемым в рамках ФНТП подпрограммам, а по направлениям, где существует активный платежеспособный спрос на селекционные достижения. Иными словами, производить следует лишь то, что покупается, на что есть спрос. А спрос есть! Далеко не всем и не всегда необходима хваленая зарубежная урожайность и устойчивость. Несмотря на явное отставание от зарубежных аналогов, семена отечественных сортов и гибридов зерновых, кукурузы и подсолнечника пользуются широким спросом на рынке. Действительно! Зачем переплачивать за высокотехнологичные семена и не соблюдать обязательные при их возделывании технологии? Да еще при наших посевных площадях.

Вон – полстраны ездит на том, что АвтоВАЗ называет автомобилями. И – нечего. Но стратегические перевозки осуществляются автотранспортом от пятерки мировых лидеров: Daimler, Volvo, Iveco, MAN, Scania. Огородники могут полагаться на «Удачу», промышленные переработчики – нет.

Зачем же продолжать так упорно ФНТуПить, подменяя передовые достижения лидеров мировой селекции на содержимое фарсовых урн для голосования на т.н. «экспертных» комиссиях»? Ведь это — прямая дорога в неизбежный экономический регресс и обвальное усугубление зависимости от импорта, уже без малейшего шанса на ее преодоление. Неужели не понятно, что таким образом для развития отечественной селекции делается все, кроме самого ее развития, которое просто невозможно без свободной конкуренции?

Хотя, на самом деле, всем все — понятно. Под прикрытием заботы о продовольственной безопасности происходит откровенное лоббирование финансовых интересов и личного обогащения руководителей некоторых отечественных селекционных компаний и государственных НИУ, создавших у себя коммерческие «прокладки» с целью получения прибыли. Любой ценой. Даже ценой неурожая ржи.

Пролоббированный одной компанией выход из сделки с ОПЕК привел к обвалу национальной валюты и удорожанию топлива. Накануне посевной. А коронавирус усиливает давление на и без того ослабленную российскую экономику. Оперативные штабы по обеспечению населения продовольствием заседают беспрерывно. Самое время поэскпериментировать с семенами!

А тут еще Россельхознадзор «застодвадцатьвосьмил» на своих постах длиннющую, многодневную очередь из Daimler, Volvo, Iveco, MAN и Scania с так необходимым в условиях ранней весны семенным и посадочным материалом.

Продовольственная безопасность это – прежде всего, доступность еды для населения, а не только пороговые значения самообеспеченности!

Рано или поздно, за игнорирование этого очевидного факта кто-то обязательно ответит.

На вопрос Путина на сельскохозяйственном совещании в Воронеже три года назад «…программа по селекции и генетике… почему до 25‑го года? Чего так долго-то?» бывший тогда министром Ткачёв ответил: «до 20‑го года чисто в растениеводстве мы порешаем эту проблему». А курировавший его вице-премьер Дворкович заверил: «картофель и сахарную свёклу, это критически важно, мы успеем сделать существенно быстрее».

Oops, не успели…

Однако, эти не успевшие, но вполне себе успешные господа, скорее всего, «соскочат». Ответят, как всегда, «стрелочники».

Список лиц, причастных к обману Президента (с учетом предусмотренных УПК РФ сроков давности), хорошо известен.

«Страшно впасть в руки Бога живаго!» (Евр.10:31).