Государственно-частное партнерство в селекции и семеноводстве

Доклад Г.А. Полунина на круглом столе в рамках «Золотой осени».

Государственно-частное партнерство в области селекции и семеноводства сельскохозяйственных культур в Российской Федерации

Полунин Геннадий Андреевич, доктор экономических наук, заместитель директора

ФГБНУ «Федеральный научный центр аграрной экономики и социального развития сельских территорий – Всероссийский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства» Минобрнауки России

Государственно-частное партнерство начало формироваться после принятия около 10 лет назад законодательной нормы, позволяющей бюджетным научным учреждениям и вузам создавать хозяйственные общества в целях практического применения и внедрения результатов интеллектуальной деятельности (программ для ЭВМ, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства – ноу-хау).

В последние 2 года введены и опробованы дополнительные законодательные нормы, направленные на сближение интересов бизнеса и государства в форме совместного участия бюджетных учреждений и коммерческих организаций в формировании и реализации «комплексных планов научных исследования» и «комплексных научно-технических проектов».

Реализуя последовательно данную модель развития отечественной селекции и семеноводства сельскохозяйственных культур, государство ввело некоторые принципы взаимодействия между государством, бизнесом, научными учреждениями, вузами:

1. Государство устанавливает приоритетные направления развития.

2. Государство проводит отбор участников, реализующих приоритетные направления (от науки, образования, бизнеса).

  1. Концентрация людских, земельных и финансовых ресурсов на приоритетных направлениях.

  2. Организация трансфера селекционных достижений от науки в образование и производство, контроль за их движением.

  3. Участие бизнеса в финансировании науки по приоритетным направлениям развития и на паритетных началах.

  4. Проектное финансирование реализации приоритетных направлений, в т.ч. с участием фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности и других институтов развития.

Практика реализации данной модели развития отечественной селекции и семеноводства сельскохозяйственных культур показала ее несовершенство и выявила факторы, замедляющие движение вперед.

Во-первых, это слабая материально-техническая база государственных научных организаций и вузов, не позволяющая пока получать высокие научные результаты. Развивать ее бизнесу невыгодно. Любые вложения бизнеса в государственную организацию становятся не его собственностью, а лишь подарком, обременительным в то же время для научной и образовательной организации, которым приходится за это платить налоги.

Во-вторых, бизнесу определена роль не заказчика научно-исследовательских работ, проводимых государственными научными организациями и вузами, а лишь потребителя научной продукции последних. В результате наблюдаем слабое взаимодействие между наукой, образованием, бизнесом из-за недостаточного экономического интереса бизнеса к разработкам отечественных партнеров по сравнению с западными конкурентами из-за низкой конкурентоспособности семян.

Третье – это недостаточный объем государственной поддержки селекции и семеноводства со стороны государства, а также бизнеса.

В-четвертых, не рассматривается и не поддерживается государством весь спектр возможных путей достижения целей приоритетных направлений в области селекции и семеноводства сельскохозяйственных культур. Например, организуя на государственном уровне маркетинг инноваций в семеноводстве, можно было бы уже сегодня успешно продвигаться в реализации государственной научно-технической подпрограммы на основе уже созданных сортов. Для этого государственные научные организации и вузы должны стать участниками рынка семян наравне с бизнесом. В рыночной экономике, где максимальное извлечение прибыли остается главным двигателем развития семеноводства, важно помнить о конкурентоспособности продукции, в том числе за счет оптимизации издержек производства, ведь законы убывающей доходности еще никто не отменял.

Какие основные направления государственно-частного партнерства в области развития отечественной селекции и семеноводства сельскохозяйственных культур видятся сегодня?

Первое, это концентрация, помимо Госпрограммы по сельскому хозяйству, иных государственных ресурсов на приоритетных направлениях селекции и семеноводства сельскохозяйственных культур. Сегодня в стране действуют два фонда и одна программа поддержки науки и инноваций. Первый – Российский фонд фундаментальных исследований. Он недостаточно уделяет внимание реализации приоритетных направлений в области селекции сельскохозяйственных культур, а мог бы заниматься целенаправленным финансированием следующих приоритетов: сохранение генетических коллекций, банка здоровых растений, в области технологий геномного редактирования, клеточных технологий и т.д. Второй фонд – Российский научный фонд мог бы направить свои ресурсы на отработку технологических приемов и процессов в селекции, семеноводстве, проведение испытаний сортов и гибридов растений на их конкурентоспособность.

Третий источник финансирования находится в ведении Минобрнауки России. Министерство отвечает за реализацию государственной программы Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации». На эту программу планируется на 2020-2925 годы выделить из федерального бюджеты значительные ассигнования. Указанный источник финансирования мог бы быть полезен в реализации комплексных научно-технических программ и проектов полного инновационного типа, участниками которых могут стать научные организации, вузы и бизнес.

Помимо финансового обеспечения селекции и семеноводства сельскохозяйственных культур, следует поддержать инициативу Национальной ассоциации производителей семян кукурузы и подсолнечника, которая предложила наделить участников КНТП Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства статусом заказчика научно-исследовательских работ, устанавливающего требования к создаваемому сору растений. Но для того, чтобы соблюсти баланс интересов участников программы, предлагаю исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, полученные в ходе реализации программы, распределить между исполнителем и заказчиком в равных долях, а за Минсельхозом России закрепить право получения неисключительной лицензии при условии неиспользования на практике участниками программы результатов интеллектуальной деятельности, охраняемых патентом.