Краткие выводы международных экспертов.
Жалобы на торговцев семенами, в том числе, и в интернете, уже привычны для российских растениеводов. Но, оказывается, они не одиноки в своих претензиях к поставщикам посевного материала. Например, опрос фермеров в Индии позволил выявить «болевые точки» при покупке семян. На что же посоветовали обратить внимание поставщикам?
Семена является первоначальным и важным вкладом в производство урожая, особенно, в условиях изменения климата.
Транспортировка семян на большие расстояния для своевременного охвата конечных пользователей требует больших денег и грозит потерей всхожести. В связи с этим семенным компаниям следует располагать центры распределения семян в непосредственной близости к потребителю и разработать стратегии удовлетворения спроса, учитывая внедрение новых технологий хранения, а также возможность крупносерийного производства посевного материала, рекомендуют эксперты в своем отчете «Доступ к семенам за 2019 год», краткие выводы из которого опубликованы на news.agropages.com.
Согласно отчету, в развивающихся странах, таких как Индия, существует недостаточная поставка семян по формальной системе, когда сертифицированные семена поставляются крупными компаниями и государственными органами.
Во многих странах (и не только в Индии) доступные количества не соответствуют спросу фермеров. Кроме того, семена популярных сортов недоступны в нужное время или в нужном месте в период посадки. Отсутствие согласованной цепочки поставок для облегчения перемещения семян внутри и между странами еще больше затрудняет адекватные поставки.
Что же касается конкретно опроса индийских фермеров, то они призывают компании увеличить поставки сертифицированных качественных семян, прислушавшись к следующим пожеланиям:
Повысить качество обслуживания клиентов
Поставлять товар в нужном количестве, в нужное место и в нужное время
Предложить гибкую ценовую политику
Управлять запасами семян в реальном времени
Предоставить более широкий выбор альтернатив в условиях изменяющегося климата и других экологических факторов
Сократить время, необходимое для доставки продуктов конечным пользователям
Уменьшить бремя логистики
На маркетинг семян главным образом влияют следующие проблемы
Повреждение семян из-за нарушения правил хранения в магазине
Поддельные семена на рынке
Неудовлетворительное качество посевного материала (примеси, в том числе, сорных растений, насекомые-вредители и болезни)
Отсутствие посредников и минимальное распространение за пределами коммерческих центров
Большое расстояние до продавцов семян
Плохое обслуживание при принятии заказа и несвоевременная доставка
Непредсказуемые и непривлекательные цены
В свою очередь, аналитики рынка отметили, что неплохо было бы разделить функционал между производителями семян и поставщиками. Так, производителям не нужно осуществлять управление распределительными центрами и складами – это задача поставщиков, а задача производителей – позаботиться о качестве и своевременной оплате посредникам между ними и фермерами.