Избыточные требования

Письмо об установлении барьеров при ввозе семян Россельхознадзором перенаправлено в эту же организацию.

12 августа этого года Ассоциация независимых российских семенных компаний обратилась в Минэкономразвития к министру М.С. Орешкину с письмом «Об установлении барьеров и ограничений в предпринимательской деятельности подзаконными НПА РФ» следующего содержания:

«Уважаемый Максим Станиславович!
Ассоциация Независимых Российских Семенных Компаний (АНРСК), обеспечивающая до 80% потребностей населения страны в семенах овощных и цветочно-декоративных культур, обращается к Вам с просьбой рассмотреть вопрос о введении новых дискриминационных барьеров, установленных по отношению к отечественным предпринимателям в сфере семеноводства, которые не распространяются на их иностранных партнёров.
В настоящее время Советом Евразийской экономической комиссии (Решение от 30 ноября 2016 г. No157) установлены и вступили в законную силу Единые карантинные фитосанитарные требования, предъявляемые к подкарантинной продукции и подкарантинным объектам на таможенной границе и на таможенной территории Евразийского экономического союза (далее — Единые требования).
В соответствии с пунктом 13, Приложения No1 к Договору о Евразийском Экономическом Союзе, решения Комиссии, имеющие нормативно-правовой характер, обязательны для непосредственного применения на территориях всех государств-членов.
Несмотря на это Постановлением Правительства РФ от 08.02.2018 No128 «Об утверждении Правил осуществления контроля в местах производства (в том числе переработки), отгрузки подкарантинной продукции, предназначенной для ввоза в Российскую Федерацию из иностранных государств или групп иностранных государств, где выявлено распространение карантинных объектов, характерных для такой
подкарантинной продукции, в соответствии с международными договорами Российской Федерации, в целях её использования для посевов и посадок» (далее – ПП-128), установлены дополнительные карантинные фитосанитарные требования к семенам и посадочному материалу, которые не предусмотренные Едиными карантинными фитосанитарными требованиями ЕАЭС.
В настоящее время, ПП-128 противоречит праву Союза и обязывает предпринимателей России оформлять специальное «Разрешение на ввоз». Такое «Разрешение…» выдаётся Россельхознадзором, только после получения соответствующего подтверждения службы карантина растений страны поставщика о фитосанитарном состоянии места производства, семян и т.д. В связи с этим «Разрешение на ввоз» семян отечественным компаниям может оформляться в срок до 6 месяцев.
Подчеркнём, что применение такого барьера уже сорвало поставку лука-севка в декабре 2018 и начале января 2019 года российским потребителям. Несмотря на то, что каждая поставка подкарантинных грузов в соответствии с Международным правом и правом ЕАЭС, обязательно сопровождается фитосанитарными сертификатами.
Указанное «Разрешение» не предусмотрено правом Союза и не предусмотрено правом других государств-членов ЕАЭС, поэтому Российские предприниматели вынуждены ввозить свой груз через территорию других государств-членов Союза, так как на их страны данное требование не распространяется (п.2 Правил, ПП-128).
ПП-128 издано во исполнение части 3, ст.15, ФЗ от 21.07.2014 No206-ФЗ «О карантине растений» (далее – 206-ФЗ) и является незаконным барьером, ограничивающим развитее свободного рынка и конкуренции потому, что в соответствии с ч.3, ст.3, 206-ФЗ, нормы Международных договоров РФ, имеют приоритет над внутренним законодательством.
Россия как участник Договора о Евразийском Экономическом Союзе, в соответствии с п.1, ст.52, взяла обязательства не допускать установление в своём законодательстве обязательных требований в отношении продукции, не включённой в «Единый перечень продукции» (в данном случае семена), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Союза. Семена, как известно, не включены в этот Перечень и к ним не могут применяться обязательные требования кроме тех, которые предусмотрены Едиными карантинными фитосанитарными требованиями.
Уважаемый Максим Станиславович, в связи с вышеизложенным Ассоциация просит Вас принять меры по устранению отмеченного административного барьера, который не только ограничивает ввоз семян отечественных сортов, выращенных в благоприятных зонах других стран, но и ограничивает доступ российских товаропроизводителей и населения к лучшим мировым селекционным достижениям, чем препятствует их свободному их обороту.
В случае необходимости, специалисты Ассоциации готовы предоставить дополнительные материалы или организовать рабочую встречу.

С уважением,
Председатель Совета директоров
В.И. Леунов«

10 сентября Ассоциация получила ответ из ведомства за подписью Директора Департамента евразийской интеграции и стран СНГ Минэкономразвития Р.М. Абрамяна, где сказано:

«В целях детальной проработки вопроса обращение было направлено в Россельхознадзор письмом Минэкономразвития России от 10 сентября 2019 г. No Д10и-30819 как федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по контролю и надзору в сфере карантина и защиты растений».

Приложена также копия письма «О предъявлении избыточных требований при ввозе в Российскую Федерацию семян», направленного указанным ведомством в Россельхознадзор:

«Минэкономразвития России направляет для рассмотрения обращение Ассоциации Независимых Российских Семенных Компаний от 12 августа 2019 г. No 33 по вопросу предъявления сотрудниками Россельхознадзора избыточных требований при ввозе в Российскую Федерацию семян отечественных сортов, выращенных в благоприятных зонах других стран, и просит предоставить информацию по данному вопросу.
Дополнительно сообщаем, согласно пункту 2 статьи 56 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. (далее — Договор) в целях обеспечения карантинной фитосанитарной безопасности в рамках Евразийского экономического союза (далее Союз) проводится согласованная политика в сфере применения карантинных фитосанитарных мер.
Согласованная политика реализуется путем совместной разработки, принятия и реализации государствами — членами Союза международных договоров и актов Комиссии в области применения карантинных фитосанитарных мер.
Согласно пункту 13 Положения о Евразийской экономической комиссии (Приложение No 1 к Договору) принимаемые Комиссией решения имеют нормативно-правовой характер и являются обязательными для государств — членов Союза, входят в право Союза и подлежат непосредственному применению на территориях государств — членов Союза.
В целях реализации согласованной политики в сфере применения карантинных фитосанитарных мер в рамках Союза действуют Единые карантинные фитосанитарные требования, предъявляемые к подкарантинной продукции и подкарантинным объектам на таможенной границе и на таможенной территории Союза, утвержденные Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 30 ноября 2016 г. No 157, которыми предусмотрена выдача фитосанитарного сертификата, без которого невозможен ввоз и перемещение по таможенной территории Союза подкарантинной продукции высокого фитосанитарного риска, а также подтверждающего производство продукции в зоне, свободной от карантинных объектов. Фитосанитарный сертификат является достаточным условием ввоза такой продукции на территорию Союза».

Национальный союз селекционеров и семеноводов ранее освещал эту тему.

Мы будем продолжать информировать вас о новых результатах.