Взошли на гильотину

НССиС принял участие в совещании по реализации механизма «регуляторной гильотины».

28 августа 2019 года заместитель генерального директора Национального союза селекционеров и семеноводов (НССиС) Н.Л. Харина приняла участие в совещании, проведенном заместителем министра сельского хозяйства С.В. Ходневой во исполнение Плана мероприятий («дорожной карты») по реализации механизма «регуляторной гильотины», утвержденного Председателем Правительства Российской Федерации Д.А. Медведевым 29 мая 2019 г. № 4714п-П36. Целью совещания было обсудить с экспертным и бизнес-сообществом новую структуру нормативного правового регулирования для каждой сферы общественных отношений или вида контроля (надзора). В мероприятии приняли участие руководители департаментов министерства, ответственные работники Россельхознадзора и Росрыболовства, представители отраслевых союзов, эксперты.

Напомним, что реформа контрольно-надзорной деятельности, получившая неофициальное название «регуляторная гильотина», предполагает отмену с 2021 года всех надзорных требований к бизнесу, которые к этому моменту не были пересмотрены и актуализированы. На сегодняшний день существует более 2 млн требований к компаниям и более 200 видов контроля за ними. В 2016 г. председатель правительства Дмитрий Медведев оценивал потери бизнеса из-за неэффективного контроля в 5% ВВП, обещая сократить их к 2024 г. на 50%. Для реализации реформы правительство разрабатывает законопроекты «Об обязательных требованиях» и «О государственном контроле (надзоре)».

С самого начала совещания оживленная дискуссия развернулась по вопросу надзора в сфере семеноводства. Представители «Опоры России» В.Л. Корочкин и Г.И. Резвый выступили против избыточных и экономически необоснованных надзорных функций государства по отношению к участникам рынка семян. Директор Департамента растениеводства, механизации, химизации и защиты растений Р.В. Некрасов, его заместители Д.А. Талеева и Д.А. Штундюк, заместитель начальника Управления фитосанитарного надзора и семенного контроля Россельхознадзора Н.Н. Соловьева, напротив, выступили за сохранение контроля за семеноводством со стороны государства с целью обеспечения его фитосанитарной безопасности и снижения угроз жизни и здоровью людей.

С.В. Ходнева обратилась к участникам совещания с просьбой направить в ее адрес конкретные предложения по затронутым в ходе дискуссии вопросам.

С учетом позиции членов союза, НССиС уже направил предложение отменить Правила осуществления контроля в местах производства (в том числе переработки), отгрузки подкарантинной продукции, предназначенной для ввоза в Российскую Федерацию из иностранных государств или групп иностранных государств, где выявлено распространение карантинных объектов, характерных для такой̆ подкарантинной продукции, в соответствии с международными договорами Российской̆ Федерации, в целях ее использования для посевов и посадок, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2018 г. № 128.

Работа по выработке предложений в рамках «регуляторной гильотины» будет продолжена.

=============================================

Справка

«О применении Россельхознадзором Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2018 г. № 128»

Указом от 07.05.2018 г. «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» Президент Российской Федерации В. В. Путин поручил увеличить объём экспорта продукции агропромышленного комплекса к 2024 году до показателя в 45 миллиардов долларов. Реализация экспортного потенциала и достижение плановых показателей к 2024 году в значительной степени зависит от применения качественных семян сельскохозяйственных растений, в том числе ввозимых из-за рубежа. Российским селекционным учреждениям и частным компаниям также необходим завоз генетического материала для создания экспортоориентированных сортов и гибридов.

Однако в результате избыточных и необоснованных ограничительных мер Россельхознадзора ввоз в Российскую Федерацию семенного и посадочного материала, качество которого подтверждается документами, выданными уполномоченными органами иностранных государств, существенно затруднен.

Так, 15 февраля 2018 г. на сайте Россельхознадзора была опубликована информация об условиях поставок посадочного и семенного материала в Российскую Федерацию (http://www.fsvps.ru/fsvps/news/25128.html): «Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору информирует о том, что во исполнение пункта 3 статьи 15 Федерального закона от 21.07.2014 № 206-ФЗ «О карантине растений» (далее – Закон «О карантине растений») Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2018 г. № 128 (далее – Постановление) утверждены «Правила осуществления контроля в местах производства (в том числе переработки), отгрузки подкарантинной продукции, предназначенной для ввоза в Российскую Федерацию из иностранных государств или групп иностранных государств, где выявлено распространение карантинных объектов, характерных для такой подкарантинной продукции, в соответствии с международными договорами Российской Федерации, в целях ее использования для посевов и посадок» (далее – Правила). Заявки российских получателей на поставки семенного и посадочного материала в Российскую Федерацию должны быть оформлены в соответствии с утвержденной Правилами формой. С информацией о действующих ограничениях на поставки посадочного материала в Российскую Федерацию и признанными свободными зонами (местами, участками) производства можно ознакомиться здесь http://www.fsvps.ru/fsvps/news/15424.html».

Следует отметить, что по данной ссылке размещена информация «О ввозе с 1 июля 2013 года картофеля и посадочного материала из стран-членов ЕС». Аналогичная информация в отношении семенного материала на сайте Россельхознадзора отсутствует.

Поэтому поставки семенного материала осуществлялись в прежнем режиме: в соответствии с положениями международного права, нормативных актов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и Российской Федерации, регулирующих деятельность по надзору в сфере карантина растений для продукции высокого фитосанитарного риска, а именно – на основании фитосанитарного сертификата, выданного национальной организацией по карантину и защите растений страны-экспортера.

Пункт 6 статьи 22 Закона «О карантине растений» гласит: «ввоз в Российскую Федерацию подкарантинной продукции высокого фитосанитарного риска может быть осуществлен только при наличии фитосанитарного сертификата, выданного национальной организацией по карантину и защите растений страны-экспортера, на территории которой сформирована партия такой подкарантинной продукции».

Пункт 6 Единых карантинных фитосанитарных требований, предъявляемых к подкарантинной продукции и подкарантинным объектам на таможенной границе и на таможенной территории ЕАЭС, утвержденных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 30.11.2016 № 157 (далее – ЕКФТ) гласит: «ввоз на таможенную территорию Союза подкарантинной продукции высокого фитосанитарного риска осуществляется в сопровождении фитосанитарного сертификата, выданного уполномоченным органом по карантину растений страны-экспортера и (или) страны-реэкспортера».

В соответствии с пунктом 8 ЕКФТ, «в графе «дополнительная декларация» фитосанитарного сертификата должно быть указано, что подкарантинная продукция произведена в зоне, местах и (или) участках производства, свободных от карантинных вредных организмов, указанных в настоящих Требованиях».

В соответствии с п. 2 Статья 23 Закона «О карантине растений», ввоз в Российскую Федерацию партии подкарантинной продукции на основании фитосанитарного сертификата не допускается лишь в случае, если такой сертификат получен в период действия временных ограничений и установления карантинных фитосанитарных требований к ввозимой в Российскую Федерацию подкарантинной продукции.

Временных ограничений на поставки семенного материала введено не было. Соответствующая информация на официальном сайте Россельхознадзора не размещалась.

В соответствии с подпунктом 10) пункта 1 статьи 6 Закона «О карантине растений» информация о решении о введении временных ограничений на ввоз в Российскую Федерацию подкарантинной продукции и (или) об установлении карантинных фитосанитарных требований к подкарантинной продукции, ввоз которой осуществляется в Российскую Федерацию, размещается в течение одного дня со дня введения данных ограничений и установления дополнительных карантинных фитосанитарных требований.

Пункт 4 статьи 23 Закона «О карантине растений» гласит: «в решении о введении временных ограничений на ввоз в Российскую Федерацию подкарантинной продукции или об установлении дополнительных карантинных фитосанитарных требований к ввозимой в Российскую Федерацию подкарантинной продукции должны быть указаны срок действия таких ограничений, срок вступления соответствующего решения в силу. В случае, предусмотренном пунктом 1 части 3 настоящей статьи, данное решение может быть принято на неопределенный срок до устранения причин введения временных ограничений».

27 декабря 2018 года Россельхознадзор направил (без размещения на официальном сайте) в свои территориальные органы указание № ФС-ЮШ-3/33874, согласно которому «в связи с наступлением периода массовых поставок семенного и посадочного материала, а также луковичных культур, в целях обеспечения фитосанитарного благополучия территории Российской Федерации, будет усилен карантинный фитосанитарный контроль за ввозом на территорию России указанной продукции. Решение о ввозе в Россию семенного и посадочного материала, а также луковичных культур будет приниматься только по результатам лабораторной экспертизы на весь комплекс карантинных объектов, характерных для этой продукции” (полный текст доступен по ссылке: http://ekaterinburg.bezformata.com/listnews/posadochnogo-materiala-iz-italii-avstrii/72209175/).

На основании данного указания участники внешнеэкономической деятельности на пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации стали получать отказы в оформлении актов карантинного фитосанитарного контроля досмотренных партий семян из стран ЕС как не прошедших предотгрузочный контроль в соответствии требованиями Правил, утвержденных Постановлением. Поставки семенного материала были серьезно задержаны или вообще сорваны.

При этом, в нарушение требований подпункта (б) параграфа 2 Статьи VII Международной конвенции по защите растений, одобренной 29-й сессией конференции Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН в ноябре 1997 г., принятой Постановлением Правительства РФ от 18.12.2001 № 874 (далее – МКЗР), о том, что «договаривающиеся стороны незамедлительно после утверждения опубликуют и направят фитосанитарные требования, ограничения и запреты любой договаривающейся стороне или сторонам, которые, по их мнению, могут быть непосредственно заинтересованы в этом», ни уполномоченные организации стран ЕС, ни российские участники внешнеэкономической деятельности об изменении действующего порядка ввоза семян своевременно уведомлены не были.

Таким образом, в нарушение перечисленных выше норм права в отношении партий семенного материала, сопровождаемых фитосанитарным сертификатом, де-факто были введены и на практике имплементированы временные ограничения на ввоз в Российскую Федерацию с установлением дополнительных фитосанитарных требований.

В соответствии с пунктом 14 ЕКФТ, Требования являются обязательными для выполнения органами исполнительной власти государств-членов и уполномоченными органами по карантину растений.

В соответствии с пунктом 5 Статьи 14 Закона «О карантине растений», федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области карантина растений, представляет в Евразийскую экономическую комиссию информацию о карантинных фитосанитарных требованиях Российской Федерации.

Частью 4, статьи 15 Конституции Российской Федерации установлено, что «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

Статьей 3 Федерального закона от 17 декабря 1997 г. N 149-ФЗ «О семеноводстве» предусмотрено, что «если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации в области семеноводства, применяются правила международного договора».

Таким образом, в нарушение вышеперечисленных правовых норм, Россельхознадзор ввел дополнительные ограничения, противоречащие международными обязательствами Российской Федерации.

В настоящее время в качестве основания для проведения предотгрузочного контроля должностные лица Россельхознадзора требуют от российских импортеров заполнения, подписания и представления в ведомство формы–приложения к Правилам, которое называется «Обращение участника внешнеэкономической деятельности о начале поставок подкарантинной продукции, предназначенной для ввоза в Российскую Федерацию из иностранных государств или групп иностранных государств, где выявлено распространение карантинных объектов, характерных для такой подкарантинной продукции, в целях ее использования для посевов и посадок для осуществления контроля в местах ее производства (в том числе переработки), отгрузки в соответствии с международными договорами Российской Федерации» (далее – Обращение).

Вместе с тем, само название Правил и Обращения определяет сферой их применения иностранные государства, где выявлено распространение карантинных объектов. До настоящего времени список таких государств участникам внешнеэкономической деятельности не известен, что делает юридически невозможным направление в Россельхознадзор требуемого Обращения. Семена, произведенные в свободных зонах, нельзя назвать произведенными в местах распространения карантинных объектов без достаточных на то оснований, определенных международными стандартами по фитосанитарным мерам.

Несмотря на неоднократные обращения участников внешнеэкономической деятельности к Россельхознадзору опубликовать, как того требуют международные стандарты по фитосанитарным мерам, информацию о местах, где выявлено распространение карантинных объектов (целая страна или группа стран, незаражённая часть страны, в которой имеется ограниченная зараженная зона, ограниченная незаражённая часть страны, расположенная внутри повсеместно зараженной зоны), этого сделано не было. Вместо этого в июле — августе 2019 г. на сайте Россельхознадзора были опубликована информация о распространении по странам мира карантинных вредных организмов (далее — КВО), включенных в Единый перечень карантинных объектов Евразийского экономического союза, связанных с различными типами семенного и посадочного материала, а также информация о распространении КВО на территории стран-членов ЕС. Однако, эта информация носит абстрактный характер без какой-либо конкретизации времени, карантинных фитосанитарных зон, фактов и обстоятельств выявления КВО, отсутствуют также данные о периоде ограничения ввоза.

Вместе с тем, в соответствии со пунктами 1, 3 статьи 6 Закона «О карантине растений», публикации и поддержанию в актуальном состоянии на официальном сайте Россельхознадзора подлежит Реестр зон, расположенных в иностранных государствах, группах иностранных государств, где выявлено распространение карантинных объектов.

Таким образом, в нарушение вышеперечисленных правовых норм, Россельхознадзор, не обладая и не предоставляя в открытом доступе конкретной информации, вводит участников внешнеэкономической деятельности в заблуждение относительно действительного карантинного статуса мест производства и отгрузки подкарантинной продукции, требует от них заведомо противоправных и неисполнимых действий.

Пунктами 10 — 17 Правил установлен порядок проведении контроля в местах производства подкарантинной продукции, принятия решения о возможности ввоза подкарантинной продукции, информирования о принятом решении уполномоченных органов иностранных государств, Федеральной таможенной службы и участников внешнеэкономической деятельности, а также размещения соответствующей информации на официальном сайте надзорного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Однако, указанные мероприятия не проводятся, что свидетельствует о невозможности применения Россельхознадзором “в пределах предельной численности работников и бюджетных ассигнований” (пункт 2 Постановления) Правил ко всем без исключения партиям семенного и посадочного материала, ввозимым в Российскую Федерацию.

Вводная часть МКЗР требует, что фитосанитарные меры «должны применяться так, чтобы не допустить произвольной или неоправданной дискриминации, или скрытых ограничений, в особенности в международной торговле». Подпункт (ж) параграфа 2 Статьи VI МКЗР гласит: “договаривающиеся стороны будут устанавливать только такие фитосанитарные меры, которые технически обоснованы и соразмерны с фитосанитарным риском, и являются наименее ограничительными, что в результате сведет до минимума помехи в международных перевозках людей, грузов и транспортных средств».

Введение дискриминационных, необоснованных, несоразмерных и неисполнимых и, таким образом, не выполняемых ни самим Россельхознадзором, ни уполномоченными организациями иностранных государств, ни участниками внешнеэкономической деятельности ограничений неизбежно приведет к срыву:

заключения контрактов на поставку коммерческих партий семян;

выполнения уже заключенных контрактов на поставку коммерческих партий семян (ежегодно в страну завозится семян на сумму более 25 миллиардов рублей в год);

выполнения предоплаченных (на сотни миллионов рублей) заявок на проведение государственных сортоиспытаний;

реализации уникальных научных программ по созданию инновационных, адаптированных к российским почвенно-климатическим условиям сортов и гибридов, составляющих по отдельным культурам (сахарная свекла, картофель, кукуруза, подсолнечник, рапс и др.) основу сортового потенциала страны.

В целом, реализуемая без учета макро-экономических факторов практика применения Россельхознадзором Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2018 г. № 128, приведет к негативным последствиям для российского АПК и существенно затруднит исполнение поручения Президента по увеличению экспорта агропродукции к 2024 г. до 45 млрд. долларов.

Национальный союз селекционеров и семеноводов