Рынок семенного картофеля

Импортозамещение пробуксовывает.

В России действует федеральная научно-техническая программа развития сельского хозяйства на 2017–2025 г., которая призвана содействовать выходу страны на самообеспечение основными продуктами питания в кратчайшие сроки. Однако в 2017 г. зависимость отечественных производителей от иностранных поставщиков семенного картофеля оценивалась в 80%. По прогнозам экспертов, она будет снижаться, но в ближайшей перспективе составить серьезную конкуренцию в элитных репродукциях российские селекционеры не смогут

По данным на 2017 г. объем производства товарного картофеля в России вырос на 33% и составил немногим более 7,66 млн тонн.

По данным Министерства сельского хозяйства РФ, объем потребления картофеля на душу населения в нашей стране составил 112,6 кг. За последние 10 лет он увеличился на 4,5%.

Особенности потребления семенного картофеля в России

Современная технология выращивания картофеля предусматривает несколько стадий, в соответствии с которыми определяется сортовая чистота и всхожесть посадочного материала:

· первое поколение, полученное в поле (ППП), — урожай, собранный после созревания мини-клубней, полученных методом микроклонального размножения меристематических тканей специально отобранных растений;

· репродукция «Супер-Супер-Элита» (ССЭ) — картофель, выращенный из клубней ППП. Это самый качественный продукт из всех, поступающих в продажу;

· репродукция «Супер-Элита» (СЭ) — следующее поколение, полученное через год после посева «Супер-Супер-Элиты»;

· «Элита» (Э) — соответственно, урожай, полученный еще через год.

Далее путем размножения семян «Элиты» получают картофель первой, затем второй, третьей и т. д. репродукции. Чем более репродукция отдалена по времени от стадии ППП, тем больше в ней содержится материала, подвергающегося отбраковке из-за болезней и инфекций, дефектов формы и т. д.

Для производства товарного картофеля обычно используют первую и вторую репродукцию, более элитные виды семенного фонда реализуются через специализированные предприятия сельхозпроизводителям. Необходимо отметить, что купить посадочный материал класса ССЭ на отечественном рынке довольно проблематично. Крупные производители открыто заявляют, что не видят смысла в таких продажах, поскольку при этом теряют возможность продавать менее качественные репродукции тем, кто приобрел у них картофель ССЭ и начал размножать его самостоятельно.

Соответственно, в структуре реализации ранних репродукций картофеля специализированными предприятиями-производителями преобладают категории Э и СЭ.

реализация семенного картофеля предприятиям

Общая информация по рынку семенного картофеля в России в 2015–2017 гг

Следует отметить, что три четверти всего собираемого в России картофеля выращивается населением самостоятельно. Индивидуальные хозяйства сами обеспечивают себя семенным картофелем (СК), поэтому спрос на продукцию промышленных производителей с их стороны невысок и сосредоточен в основном в сегменте качественного посадочного материала (репродукция «Элита»).

Крупные агрохолдинги, специализирующиеся на выращивании товарного картофеля, как правило, проводят селекционную работу сами. Для этого они закупают семенной материал (ППП и ССЭ) у известных европейских производителей. Небольшие сельхозпроизводители закупают СК на внутреннем рынке, чаще всего это репродукции Э и СЭ.

Общий объем потребления семенного картофеля в РФ на протяжении последнего десятилетия относительно стабилен и находится в диапазоне 3,7–4 млн тонн в год. В 2015 г. на фоне более высокой урожайности (прирост составил 10%) зафиксирован рекордный уровень посева — 4,44 млн тонн.

статистика семенного картофеля по хозяйствам

Анализ внешнеторговых поставок семенного картофеля

Объем импорта семенного картофеля в 2016 г. снизился по сравнению с предыдущим годом практически в 2 раза. В 2017 г. он остался на том же уровне. Уменьшение размеров импортных поставок было связано как с увеличением стоимости иностранной продукции из-за произошедшей девальвации рубля, так и с усилением селекционной работы на внутреннем рынке.

В структуре импорта в натуральном выражении преобладает продукция из следующих стран:

1. Нидерландов (33%).

2. Египта (31%).

3. Германии (25%).

4. Финляндии (9%).

Подробное распределение долей поставок импортного семенного картофеля в Россию приведено на диаграмме.

импорт семенного картофеля в Россию

На основе анализа грузовых таможенных деклараций в базе ФТС России были определены наиболее популярные сорта и репродукции ввозимого в Россию семенного картофеля. Среди сортов чаще всего встречается «Ньютон» и «Королева Анна» — 27% и 35% и от общего объема в натуральном выражении соответственно. При этом 90% продукции относится к классу «Элита» и 10% — к классу «Супер-Элита». По данным Госреестра, в 2016 г. доля российских сортов высаженного картофеля составила 52%, немецких — 18% и голландских — 15%, однако из 10 сортов-лидеров, на долю которых приходится 65% всех посевных площадей, российских только два.

Необходимо отметить, что анализ проводился только по тем ГТД, где были заполнены соответствующие поля (сорт и репродукция). Но поскольку таких деклараций всего 10%, полученные результаты нельзя считать репрезентативными. Так, они противоречат данным экспертных опросов, в которых респонденты указывали, что крупные агрохолдинги в больших количествах ввозят на территорию России семенной картофель категорий ППП и ССЭ.

структура высаженного картофеля по странам происхождения

Прогноз развития рынка на 2019–2020 гг

Анализ рынка семенного картофеля в России и глубинные интервью с экспертами показывают, что развитие отрасли сдерживается несколькими важными факторами:

1. Недостаточный уровень отечественной селекции. Большинство производителей товарного картофеля действуют по простой схеме: закупают картофель ППП и ССЭ за рубежом и далее выращивают из него следующие генерации посадочного материала и готовой продукции. Полный цикл селекционной работы внедрили только несколько ведущих отечественных предприятий.

2. Преобладание иностранных сортов. Несмотря на определенные успехи российской селекции, большинство товаропроизводителей отдают предпочтение традиционным сортам из Германии, Нидерландов и Египта. При этом доля зарубежных оригинаторов на рынке семенного картофеля имеет устойчивую тенденцию к росту.

3. Использование массовых репродукций картофеля мелкими предприятиями и населением. Обычно они в значительной степени поражены бактериальной, грибной, вирусной инфекцией. При этом часто не соблюдаются даже элементарные требования по севообороту, пространственной изоляции и проведению защитных мероприятий высаживаемых культур.

4. Снятие запрета на ввоз семенного картофеля из стран ЕС. Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору вводила временные ограничения с 1 июля 2013 года, однако позже, под давлением крупных производителей, была вынуждена снять санкции для продукции из Германии, Голландии, Польши и Финляндии.

В отрасли действует программа импортозамещения, но ее выполнение затруднено тем, что в используемом сельхозпроизводителями сортовом составе преобладают импортные сорта, а полноценную селекционную работу в России производят считанные предприятия.

Объем импорта, конечно, падает. Как уже отмечалось, в 2016 и 2017 гг. он снизился примерно в 2 раза по сравнению с показателями 2015 г. Освободившееся место занимает российская продукция, однако, как показывают экспертные опросы, в подавляющем большинстве это происходит в сегментах репродукций Э и СЭ. Альтернативы иностранному картофелю в категориях ППП и ССЭ на отечественном рынке практически нет.

Эксперты прогнозируют, что в 2019-2020 гг. потребность в семенном картофеле сохранится на уровне 3,8–4 млн тонн в год. При этом доля самостоятельно производимого российскими предприятиями картофеля будет снижаться, а доля реализации — расти. К концу 2020 г. общий объем реализации СК в РФ вырастет относительно показателей 2017 г. на 16%. При этом наибольший рост покажут более высокие репродукции — ССЭ (на 33%) и СЭ (на 22%), однако их абсолютные объемы по-прежнему будут невысокими и составить реальную конкуренцию импортной продукции не смогут.

 

Источник