Иной взгляд

О приоритетах в организации селекции растений в России.

10 июня 2019 г. НССиС предложил к обсуждению проект комплексного плана развития селекции и семеноводства в России.

Предоставляем Вашему вниманию один из отзывов.

Сергей Платонов:

— Наращивание научно-технологического потенциала российского агропромышленного комплекса в условиях рыночной экономики невозможно без создания условий для формирования конкурентоспособных научных и (или) научно-технических результатов, а также для передачи этих результатов в производство и последующего их вовлечения в коммерческий оборот. Краеугольным камнем инновационного развития селекции является спрос на селекционные достижения со стороны бизнеса, и наличие их предложения со стороны селекционной науки. К сожалению, российская селекционная наука демонстрирует полную неспособность эффективно взаимодействовать с бизнесом, выступать активным игроком на рынке технологий и интеллектуальных услуг, интегрироваться в глобальное научное пространство.

В результате отечественные сорта и гибриды пока весьма слабо или вообще неконкурентоспособны по сравнению с зарубежными аналогами.

Главной причиной создавшегося положения является вовсе не пресловутое недофинансирование селекции со стороны государства, а почти тридцатилетнее игнорирование рыночной парадигмы — совокупности понятий и принципов, раскрывающих эффективность функционирования глобального и отечественного рынка семян. От осознания и принятия как данности этого очевидного факта зависит выбор дальнейшего пути развития отрасли.

Принимаемые в настоящее время экстренные меры по возрождению отечественной селекции, в большинстве своем, по-прежнему идут вразрез с рыночными принципами и, таким образом, обречены на провал. Реализовать имеющийся научный̆ потенциал в селекции планируется в рамках механизма так называемого частно-государственного партнерства. Однако определяющая роль отводится формированию и реализации эффективной государственной политики в сфере селекции и семеноводства, а ориентации на запросы реального рынка семян отводится второстепенное значение.

Государственная политика в сфере селекции и семеноводства реализуется посредством выполнения федеральных программ. Федеральной научно-технической программой развития сельского хозяйства на 2017–2025 годы» (ФНТП), утвержденной Председателем Правительства Российской Федерации Д. А. Медведевым 25 августа 2017 во исполнение Указа Президента Российской Федерации В. В. Путина от 21 июля 2016 года № 350 «О мерах по реализации государственной научно-технической политики в интересах развития сельского хозяйства» перед российской селекцией поставлена задача преодоления критической зависимости от импортного семенного и генетического материала. При этом, финансирование из бюджетных и внебюджетных источников всей (не только в части селекции растений) ФНТП составляет лишь 700 млн евро на все восемь лет действия программы. Из них совокупное финансирование уже утвержденных подпрограмм по картофелю составляет 280 млн евро, по сахарной свекле — 70 млн евро.

Годовой оборот производства семян и сопутствующих товаров первой десятки мировых лидеров отрасли – транснациональных компаний, приближаются к 30 миллиардам евро. Из них 16 – 18 % инвестируется в прикладные исследования и разработки. Это составляет свыше полумиллиарда евро в год – только на селекцию растений. И только у первой десятки.

Максимальная эффективность проводимых за рубежом исследований достигается за счет наращивания объемов вложения частного капитала и укрупнения компаний (слияния и поглощения). В условиях жесткой конкуренции частные селекционные компании продолжают активно наращивать свою финансовую мощь, создавая вертикально интегрированные структуры полного цикла: от производства семян до выпуска широкого спектра химических средств защиты и ухода за растениями.

Этим гигантским компаниям принадлежат крупнейшие портфели сортов и гибридов по таким стратегическим культурам, как: кукуруза, соя, подсолнечник, хлопок, рис, а также сахарная свекла и овощи. Менее крупные компании контролируют рынок зерновых, зернобобовых, масличного рапса и картофеля, а также кормовых культур. Несмотря на меньшие обороты и размеры, эти компании также функционируют в международном формате. И нигде в мире, кроме России, их не воспринимают как иностранные. А лишь – как успешные и не очень.

Нарастание конкуренции между компаниями (а не странами) стимулирует использование в их деятельности самых передовых достижениях науки и, таким образом, является основой успешного развития сельского хозяйства и пищевой промышленности. Отсутствие или ограничение конкуренции, напротив, ведет к стагнации аграрной отрасли и, в целом, экономики отдельно взятой страны.

С учетом изложенного, сама постановка (в ФНТП) вопроса о преодолении зависимости России от передовых достижений мировой селекции выглядит весьма странной. Россия как раз нуждается в скорейшей интеграции в мировую селекцию, а не в изоляции от нее. В условиях глобализации обеспечить нормальное функционирование рынка семян, опираясь лишь на собственные селекционные достижения, невозможно. Ожидать прорыва в отрасли после тридцати лет застоя и при катастрофически непреодолимом отставании в финансировании, по меньшей мере, наивно. А вводить в заблуждение руководство страны относительно возможности таких прорывов, да еще и к 2025 году — преступно.

Россия является одной из немногих мировых держав, где селекционная наука преимущественно финансируется государством. Работая по подпрограммам ФНТП в рамках государственного задания бюджетного учреждения (заказчик – государство), научно-исследовательские институты сначала создают селекционные достижения, а лишь потом пытаются (как правило, неудачно) их коммерциализовать, не имея для этого ни опыта, ни средств, ни подготовленных кадров. Изначально, в подпрограммах, вместо обоснования актуальности и рыночной востребованности составляющих их комплексных научно-технических проектов (КНТП), содержатся лишь абстрактные ссылки на насколько многочисленные, настолько никчемные стратегии научно-технологического развития.

Несмотря на то, что ФНТП прямо предусматривает финансирование КНТП в равных долях – государством и бизнесом, взаимодействие с бизнесом выстраивается по остаточному принципу или не выстраивается вообще. До абсурда забюрократизированный механизм равно-долевого участия в КНТП создает замкнутый круг – бюджетные средства до бизнеса не доходят, а финансирование собственными средствами бизнеса невозможно.

Попытка осуществления частно-государственного партнерства в селекции и семеноводстве посредством ФНТП вряд ли приведет к желаемым результатам еще и потому, что для чиновников формальное достижение конечных количественных и процентных показателей программы гораздо важнее реальных потребностей рынка.

Вопреки поручению Президента Российской Федерации В. В. Путина по «созданию и внедрение до 2026 года конкурентоспособных отечественных технологий, основанных на новейших достижениях науки в целях научно-технического развития сельского хозяйства и снижения технологических рисков в продовольственной сфере», в ходе практической реализации ФНТП первоочередное внимание уделяется импортозамещению семян а не созданию конкурентоспособного продукта для бизнеса и вместе с бизнесом. Отмечается активизация попыток Минсельхоза и Минобрнауки России искусственно уменьшить долю иностранных сортов и гибридов путем создания неблагоприятных условий, а порой, и прямого воспрепятствования их регистрации, сокращения количества регионов использования уже зарегистрированных сортов и гибридов. Это является прямым нарушением прав российских сельхозтоваропроизводителей на свободный и ответственный выбор. Навязывание «правильной» сортовой политики ведет к ослаблению позиций Российской Федерации в международном сообществе селекционеров и семеноводов и на мировых торговых площадках.

Российская селекция должна быть полностью рыночно ориентированной и развиваться не по административно формируемым в рамках ФНТП подпрограммам, а по направлениям, где существует активный платежеспособный спрос на селекционные достижения. Иными словами, производить следует лишь то, что покупается. Например, далеко не всем и не всегда необходима хваленая зарубежная урожайность и устойчивость. Несмотря на явное отставание от зарубежных аналогов, семена отечественных сортов и гибридов зерновых, кукурузы и подсолнечника пользуются широким спросом на рынке.

Именно такие ниши необходимо осваивать, расширять и поддерживать. Очень активно, очень точечно и очень щедро. Без всяких ФНТП.

С учетом изложенного, представляется целесообразным осуществить следующие меры организационно-правового характера, направленные на последовательное стимулирование конкуренции и улучшение институциональных условий развития селекции и семеноводства:

1. Провести анализ эффективности использования государственных средств в рамках действующих федеральных программ. По результатам данной работы принять необходимые организационные, кадровые, административные и уголовно-процессуальные решения.

2. Провести сопоставительный анализ спроса на рынке семян и многочисленных селекционных программ в государственных НИИ. Выделить разработки, имеющие реальные перспективы коммерческой реализации. Перенаправить на них высвободившиеся в результате реализации п. 1 средства. Создать действительно привлекательные условия для инвестиций частного капитала, превращения селекции в экономически обоснованный, прибыльный вид коммерческой деятельности.

3. Повысить эффективность государственной поддержки селекционных и семеноводческих компаний, а также производителей специальной сельскохозяйственной техники и оборудования посредством применения особых правовых режимов («регуляторных песочниц») их функционирования.

4. Разработать специальную государственную программу со-финансирования приобретения российскими компаниями зарубежных селекционных компаний.

5. Определить потенциальных участников товарного растениеводства и животноводства, имеющих достаточный стартовый капитал и экономическую заинтересованность в организации собственных селекционных программ, разработать механизм передачи им ликвидных материальных и интеллектуальных (прежде всего – патенты) активов государственных научно-исследовательских учреждений, а также эффективного научного персонала.

6. Создать рыночно-ориентированную систему подготовки и переподготовки специалистов в сфере селекции и семеноводства.

7. Обеспечить реальную и надежную защиту авторских прав на селекционные достижения.

8. Привести систему государственных сортоиспытаний и регистрации сортов в соответствие с современными рыночными реалиями развития АПК. В первую очередь — существенно сократить количество госсортоучастков и отменить регистрацию сортов и гибридов по региону допуска.

9. Ужесточить и централизовать систему сертификации и учета оборота партий семян, произведенных как на продажу, так и для собственных нужд.

10. Обеспечить действенный и эффективный механизм предотвращения ввоза в страну семян генно-модифицированных сортов и гибридов.

11. Оптимизировать процедуру импорта — экспорта семян в исследовательских целях.

12. Активизировать работы по получению Российской Федерацией статуса эквивалентности системам сертификации ЕС.

13. Прекратить порочную практику административного регулирования соотношения российских и иностранных сортов и гибридов.

14. Возобновить и активно развивать взаимовыгодное сотрудничество с зарубежными селекционными компаниями и отраслевыми союзами.