Развитие селекции и семеноводства в России

Национальный союз селекционеров и семеноводов выносит на обсуждение комплексный план.

Рабочая юридическая группа Национального союза селекционеров и семеноводов подготовила проект Комплексного плана развития селекции и семеноводства в России, предлагая практические меры по его реализации.

Вы можете высылать свои предложения  по электронной почте .

Рассчитываем продолжить конструктивный диалог селекционеров и семеноводов на расширенном заседании Совета НССиС в рамках Всероссийского дня поля, который пройдет 10-12 июля в Ленинградской области.

По результатам совместной работы планируется сформулировать и утвердить официальную позицию НССиС по ключевым вопросам развития селекции и семеноводства в РФ с целью ее дальнейшего продвижения в соответствующих органах законодательной и исполнительной власти, после утверждения на Межведомственном координационном совете по развитию селекции, семеноводства и биотехнологий сельскохозяйственных растений.

Проект включает предложения, направленные на совершенствование:

государственно-частного партнерства в сфере селекции сельскохозяйственных растений;

— межведомственного взаимодействия на федеральном и на региональном уровнях;

— способов поддержки конкурентоспособных отечественных селекционных достижений и развитию маркетинга;

— способов государственной поддержки отрасли и модернизации образовательной системы.

Предлагаемые меры направлены на развитие селекционно-семеноводческих центров любых форм собственности.

Для прогнозирования и анализа рынка изложены способы сбора и получения объективной статистической информации.

ПРОЕКТ

КОМПЛЕКСНЫЙ ПЛАН
РАЗВИТИЯ СЕЛЕКЦИИ И СЕМЕНОВОДСТВА В РОССИИ
И ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕРЫ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ

Москва, июнь 2019.

В целях повышения эффективности социально-экономической деятельности организаций всех форм собственности в области селекции и семеноводства, обеспечения конкурентоспособности отечественной селекции, прозрачной и честной конкуренции в сфере семеноводства, наращивания объемов и качества семян и производимой из них продукции Национальный союз селекционеров и семеноводов (далее – НССиС) предлагает к рассмотрению комплексный План развития селекции и семеноводства в России.

На сегодняшний день необходимо признать, что отечественная селекция, за редким исключением, находится в состоянии глубокого кризиса и не способна создавать сорта и гибриды, которые могли бы конкурировать с мировыми аналогами.

По общему мнению, такая ситуация сложилась из-за:

— неэффективного расходования бюджетных средств поддержки;

— отсутствия эффективной системы нормативно-правового регулирования;

— научной изоляции российской селекции и банка генетических ресурсов растений;

— отсутствия конкуренции среди селекционеров;

— отсутствия эффективных мер защиты авторских прав и прав патентообладателей; отсутствия органов или организаций, занимающихся охраной этих прав;

— отсутствия в отрасли маркетинговой составляющей.

Эти факторы привели к подрыву кадрового потенциала, низкому уровню зарплат в отрасли; техническому и технологическому отставанию, непреодолимому отставанию от иностранных партнеров.

Исходя из вышесказанного, необходимо признать, что отечественную селекцию необходимо не поддерживать, а, скорее, создавать заново.

Цель настоящего Плана – создание условий для развития частной селекции, отечественных селекционных центров, выпуска ими конкурентоспособных сортов и гибридов по всем производимым в РФ сельхозкультурам.

В условиях мирового рынка, частью которого является и Россия, селекция должна удовлетворять запросы этого рынка, как отечественного, так и международного (если речь идет об экспорте семян). Таким образом, успешная селекция всегда ориентирована на рынок и развивается в тех направлениях, где существует активный платежеспособный спрос на продукцию, а не на оборот (здесь и далее не ведем речь о государственных научных программах фундаментальных исследований, хотя и они направлены на обеспечение конкурентного преимущества). Селекция в России должна стать экономичеси обоснованной и прибыльной, только при этом условии возможно развитие как государственных, так и частных отечественных селекционных центров.

Залог успешности селекции – в свободной рыночной конкуренции селекционных достижений, дееспособной системе сбора лицензионных платежей и в гарантии прав авторов и патентообладателей.

Семеноводство как связующее звено между селекцией и товарным производством в России развивается преимущественно из товарного производства благодаря наличию стартового капитала в товарном растениеводстве и более высокой прибыльности реализации семян. Однако быстро сократить технологическое отставание этой отрасли невозможно без государственной поддержки, направленной на создание и модернизацию промышленных мощностей. В целом можно сказать, что отрасль семеноводства в нашей стране создана и успешно функционирует, но нуждается в кадровых ресурсах и технической модернизации, а также в устранении с рынка семян, не имеющих документов о происхождении (ст. 1444 ГК РФ), то есть в эффективном нормативном правовом регулировании.

В связи с вышесказанным, предлагаемый комплексный План включает два основных направления:

  1. Создание и/или изменение нормативно-правовой базы, которая  способствовала бы формированию условий для эффективной деятельности селекционеров, создания новых селекционно-семеноводческих центров, поддержки и эффективного развития существующих.

  2. Изменение направления и масштабов государственной финансовой поддержки отрасли селекции и семеноводства, обеспечение ее прозрачности и максимального упрощения.

При этом следует признать, что успешно конкурировать на рынке семян можно только при сопоставимых (возможно, значительно меньших, но сопоставимых) с транснациональными компаниями объемах затрат на НИОКР. Ожидать прорыва и конкурентоспособности от отрасли, суммарное (государственное и частное) финансирование которой на 1-2 порядка уступает иностранным конкурентам, бессмысленно.

I направление стратегии

Нормативно-правовое регулирование

Ниже приведены 8 пунктов, единовременная реализация которых приведет к решению комплекса проблем отрасли. Все они взаимосвязаны и перечислены не в порядке приоритета, а исходя из логической взаимосвязи.

1) Ограничение так называемой «фермерской льготы», указанной в статье 1422 ГК РФ п. 4, то есть отмена освобождения от уплаты лицензионных платежей в течение двух лет с момента приобретения семян при использовании полученных репродукций для собственных нужд.

2) Обязательное соблюдение норм ст. 1444 ГК РФ. Все сертифицированные семена, в порядке ст. 21 ФЗ «О техническом регулировании», должны иметь доступную, хорошо прослеживаемую информацию о происхождении, которую предлагается хранить в свободном доступе не менее трех лет.

Как одна из возможных мер, предлагается обязательная сертификация исключительно Россельхозцентром всех партий семян, как для реализации, так и для собственного использования, за исключением произведенных ЛПХ, и как следствие, создание и наполнение данными ФГИС «Семеноводство» и/или иные мероприятия, позволяющие создать всеобъемлющий информационный ресурс о произведенных/высеянных сортах/гибридах с доступом к нему со стороны селекционеров и правообладателей.

Вторая из возможных мер – обеспечить безусловное исполнение нормы ст. 1444 ГК РФ, с раскрытием способов ее реализации в подзаконном акте Минсельхоза России, посредством использования распределенных баз данных.

3) Отмена возможности определения оригинатором числа поколений элиты (так называемой «пересертификации»), то есть применение жестко установленного патентообладателем числа поколений, которое не может изменяться ни при каких обстоятельствах.

4) Совершенствование деятельности Государственной комиссии по охране и испытанию селекционных достижений на благо государству, селекционерам и сельхозпроизводителям.

5) Решение кадрового вопроса: создание не менее 5 кафедр селекции (с учебными программами по генетическому редактированию, МОС и т.п.) при ведущих аграрных вузах, полностью укомплектованных необходимым оборудованием для проведения генетического анализа и ГМО-диагностики, с общим количеством ежегодных бюджетных мест не менее 50 и обязательной стажировкой в иностранных селекционных центрах, с последующей отработкой в российском селекционном центре по специальности не менее 5 лет.

6) Ужесточение административной ответственности за нарушение законодательства в сфере оборота семян. Повышение ответственности Россельхознадзора за работу по контролю за нарушением норм права при обороте семян.

7) Ревизия нормативных правовых актов в сфере селекции и семеноводства в рамках реализации Послания Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию РФ от 20 февраля 2019 года, приведение в соответствие друг другу и устранение противоречий между нормативно-правовыми актами в указанной отрасли.

8) Законодательное определение понятия «Селекционно-семеноводческий центр» и введение новых: «Селекционный центр» и «Семеноводческий центр». Возможность доступа российских селекционеров всех форм собственности к ресурсам ВИР и другим генетическим коллекциям России и мира (ВИР владеет третьей по размеру коллекцией генетических ресурсов растений).

II направление стратегии

Государственная финансовая поддержка

В целом существующая организационная система государственной поддержки селекции и семеноводства принципиально позволяет решить стоящие перед отраслью задачи, однако необходимо, во-первых, увеличить финансирование, во-вторых, внести коррективы в направления и формы реализации этой поддержки.

Бюджетные ассигнования в настоящее время проводятся по двум основным направлениям:

1) общая отраслевая поддержка (несвязная погектарная поддержка, 20% возмещения понесенных затрат на создание селекционно-семеноводческих центров и т.п.),

2) целевая проектная поддержка (в рамках ФНТП).

1. Изменение мер государственной общей отраслевой поддержки.

Основная задача мер – направленность на стимулирование совокупного спроса на семена, приобретение оборудования для хранения и подработки семян, селекционной техники и оборудования, что позволит спровоцировать рост предложения (производства).

Таким образом, меры поддержки в сфере селекции и семеноводства должны быть направлены по 3 основным векторам:

1.1. Поддержка селекционеров и селекционных и селекционно-семеноводческих центров:

— Субсидирование приобретения специальной малогабаритной сельскохозяйственной техники (50% для импортной, 80% для российской), приборов для лаборатории (50% для импортных, 80% для российских), оборудования для теплиц селекционного назначения и фитотронов (70% для всех категорий).

Приобретение для 10-20 ведущих российских государственных селекционных центров полного комплекта селекционной малогабаритной техники и лабораторного оборудования (из расчета 70-100 млн на каждый).

1.2. Поддержка семеноводческих центров:

— Субсидирование строительства семенных заводов (мощностей по хранению, подработке и обработке семян) – 40% от суммы понесенных затрат для всех проектов, 70% для случаев, если доля российского оборудования в общей сумме затрат составила не менее 50%.

1.3. Поддержка сельхозтоваропроизводителей:

Субсидирование приобретения семян – 50% для категории СЭ, 30% для ЭС, 15% для РС-1, вне зависимости от районирования, вне рамок «единой субсидии» и вне зависимости от источников финансирования субъектом хозяйствования приобретения семян. Указанная поддержка не должна распространяться на семена иностранных селекционеров, произведенные за пределами РФ.

2. Корректировка ФНТП развития сельского хозяйства на период 2017-2025 гг.

В настоящее время ФНТП (и КНТП в частности) не решает стоящих перед отраслью задач, по нескольким причинам:

2.1. сроки реализации Программы не позволяют создать принципиально новый и/или инновационный продукт, а тем более коммерциализировать его в хоть сколько значительном масштабе;

2.2. привлечение внебюджетных источников (средств инвесторов) в обозначенном объеме невозможно в виду рискованности бизнес-проектов из-за высокой финансовой нагрузки и отсутствия гарантий в получении результата реализации КНТП;

2.3. 50% финансирования КНТП частным сектором при отсутствии гарантий от государственного исполнителя проекта по созданию требуемого селекционного достижения, а также при наличии практически невыполнимых обязательств по коммерциализации и достижению целевых показателей (некорректно администрированных), делает участие частных инвесторов в КНТП необоснованным с точки зрения финансовых вложений; КНТП должен предусматривать непропорциональную контрибуцию, например, 90% государства и 10% частных инвестиций. При этом ответственность частной компании (заказчика проекта) ограничивается потерей 10% инвестиций из-за неполучения желаемого результата исполнителем, но одновременно с этим государство гарантирует рыночный спрос на проводимые исследования и востребованность их результатов. Ответственность отдельного частного инвестора (заказчика) не может распространяться на достижение целевых показателей, указанных в ФНТП административным методом (не приводятся расчеты, исходя из которых предполагается выполнение количественных показателей последствий реализации Программы). Какую долю рынка займет инвестор, определить в рамках КНТП и ФНТП невозможно;

2.4. Заказчиками КНТП должны выступать конечные потребители созданного продукта. Важно отметить, что определять то, что нужно получить в ходе реализации КНТП (характеристики, качественные свойства сорта, в том числе ориентир на конкретные иностранные стандарты), должны те, кому предстоит выполнить коммерциализацию результатов КНТП (на своей платформе или на рынке);

2.5. Недостаточность финансирования и медленный выход подпрограмм как в целом, так и в рамках отдельных КНТП. За годы реализации ФНТП (2017-2025) предусмотрено расходование 26 млрд рублей, или 3,25 млрд руб. в год по всем направлениям развития российской селекции. Этих сумм недостаточно даже для покрытия оборотных затрат. При этом из 26 млрд госфинансирования ФНТП 11 млрд направлено на подпрограмму «Картофель». Для сравнения: бюджет департамента R&D (Research & Development) одной лишь компании Bayer составляет около 3 млрд долларов в год, а государственная часть ФНТП в годовом долларовом выражении – примерно 50 млн долларов, или в 60 раз меньше. При таких обстоятельствах вести речь о справедливой конкуренции невозможно;

2.6. Отсутствие практической возможности реализации отдельных подпрограмм и КНТП из-за дефицита кадровых ресурсов в государственных научных учреждениях.

Предлагается внесение соответствующих изменений в ФНТП, решение кадрового вопроса, а также возможное делегирование ответственности за исполнение ФНТП на ряд ведомств.

3. Специальные меры повышения международной конкурентоспособности отрасли

3.1. Одной из возможных мер быстрого возрождения отечественной селекции может стать разработка механизма софинансирования государством приобретения российскими крупными частными компаниями, занятыми в отрасли АПК, частных европейских селекционных центров (по примеру сделки SyngentaChemChina), в первую очередь по направлениям: кукуруза, ячмень/яровая пшеница, сахарная свекла, соя;

3.2. Государственная маркетинговая и экспортная поддержка существующих сегодня конкурентоспособных селекционных достижений;

3.3. Во исполнение Постановления Правительства РФ от 22.04.2019 № 479 «Об утверждении Федеральной научно-технической программы развития генетических технологий на 2019-2027 годы» сформировать предложения для решения задач ускоренного развития технологий генетического редактирования и мер предупреждения чрезвычайных ситуаций биологического характера и контроля в этой области.

Поделиться