«Царица полей» на распутье

Извлекаем уроки.

Определяясь с культурами, которые будут высеваться в этом году, сельхозпроизводители внимательно изучают результаты прошлого сезона.

Растущий экспортный спрос, планы по развитию российского животноводства делают привлекательной кукурузу. Площади под эту культуру в период с 2014 по 2017 годы выросли, по данным Росстата, с 2,7 млн га до 3,1 млн га. Однако, неблагоприятные погодные условия прошлого года и недобор урожая в южных регионах России вызывают опасения у многих сельхозпроизводителей. Под урожай сезона-2018/19 кукурузой в России было занято 2,5 млн га (на 17,6% меньше, чем годом ранее). По данным Росстата, снижение площадей, занятых кукурузой в 2018 году, снизилось почти на 600 тысяч га.

В прошлом году произошло снижение не только посевов кукурузы, но и ее урожайности. Тенденцию сокращения сбора с гектара отмечают и сельхозпроизводители, и эксперты зернового рынка, и Минсельхоз.

Погодный фактор? Да, но не только

Погода, безусловно, повлияла на урожай кукурузы в прошлом сезоне. Но не только она. По мнению Романа Харламова, специалиста по развитию технологий DEKALB, в южном регионе России урожай кукурузы снизился также из-за нашествия вредителей, в том числе почвенных, в весенний период. Зима сезона 2017/2018 была теплой, и многие вредители спокойно перезимовали, а весной существенно повредили всходы культуры. К такой активности вредителей многие хозяйства оказались не готовы. Поскольку в прошлые года порог вредоносности не был превышен, агрономами было принято решение не приобретать семена в инсектицидной обработке или не проводить дополнительных противоинсектицидных обработок обычных семян. А летом 2018 года совка, луговой мотылек и другие вредители буквально за три дня заполонили поля в южных регионах России. Кто-то не сразу это заметил, другие не успели вовремя закупить нужные инсектициды. В итоге оптимальные сроки для обработок были упущены.

Поврежденные насекомыми растения оказались менее устойчивыми к фузариозу и другим болезням кукурузы. И те хозяйства, которые не проводили обработку фунгицидами, понесли самые большие потери.

Реалии нового сельхозсезона

Эксперты расходятся во мнении о том, сколько кукурузы в России будет посеяно в этом году. Владимир Петриченко, «ПроЗерно» полагает, что низкий урожай прошлого года года, скорее всего, стимулирует аграриев нарастить посевы этой культуры.

В целом же интерес к кукурузе на мировом и российском рынках сейчас более высок, чем ранее, думает эксперт. Павел Скурихин, президент национального союза зернопроизводителей придерживается другого мнения: «отсутствие поддерживающих факторов ценового роста на кукурузу может привести к дальнейшему снижению площадей под ней».

Другие эксперты полагают, что тенденция к росту посевов кукурузы в России будет продолжена, поскольку это мировой тренд. А цена на эту культуру достаточно высока, выручка с гектара во многих регионах выращивания в среднем вдвое больше, чем у пшеницы и ячменя. Опросы сельхозпроизводителей весной 2019 года дали противоречивые результаты. Очевидно, что многие фермеры и агрокомпании будут принимать решение «по ситуации».

Семена: между отечественным и импортным

Март – традиционное время для дозакупки или основной закупки семян во многих хозяйствах. Выбор поставщика семян кукурузы в пользу того или другого производителя делается с учетом нескольких факторов: цена, репутация сорта или гибрида, срок созревания, урожайность и так далее. Селекция российских производителей и иностранных существенно отличаются друг от друга, и чаще не в пользу отечественных производителей. Это, в первую очередь, связано с тем, что российское семеноводство долгое время развивалось без должной поддержки со стороны государства. И сейчас в России единицы гибридов кукурузы, которые составляют реальную конкуренцию иностранным производителям.

Эксперты рекомендуют учитывать при выборе и такой фактор как влагоотдача зерна. Как отметил Роман Харламов, эксперт компании DEKALB, у многих российских гибридов более медленная влагоотдача зерна кукурузы, отечественные гибриды сохнут медленнее. Если сравнивать влагоотдачу с показателем ФАО, то российские гибриды с ФАО 200-250 высохнет и подойдет к уборке позже, чем гибрид иностранного производителя с ФАО 300-350. Сто единиц в показателе – это довольно ощутимо не только по срокам уборки, но и по урожайности культуры. Известно, что у более раннеспелых гибридов ниже потенциал урожайности.

Ставка на качество

Качественную российскую кукурузу охотно и по приемлемой цене закупают в странах Ближнего Востока и Северной Африки, а также Юго-Восточной Азии. «За» российскую кукурузу играют и курс национальной валюты, и невысокая стоимость фрахта судов при отправке продукции из портов Азово-Черноморского бассейна.

Однако, производители кукурузы из соседней Украины уже составляют серьезную конкуренцию России. В прошлом году украинские аграрии собрали рекордный урожай — 31 млн т против 24,2 млн т в 2017/18-м. Эти объемы позволяют Украине оставаться главным продавцом кукурузы из Причерноморья.

Еще одним сдерживающим фактором для экспорта российской кукурузы остается ее качество. Это общая проблема для зерновых и зернобобовых культур. Если в России еще удается продать продукцию более низкого класса, то импортеров интересует зерно высокого качества. При поставках культуры на экспорт есть ряд ограничений, например, полное отсутствие карантинных сорняков (амброзии), минимальное содержание зерновой примеси и поврежденных и испорченных зерен. Нередко экспортные партии кукурузы из России не проходят именно по данным показателям. Поэтому хозяйства, решившие выращивать кукурузу и экспортировать ее, просто будут вынуждены вложить дополнительные средства в ее урожайность и качество.

 

Источник