Детки из клетки

Ученые Тимирязевки знают, как вырастить землянику без вирусов.

Может ли поместиться в один маленький пластмассовый контейнер целая грядка земляники? Да, может. Именно такую будущую «грядку» показали мне в лаборатории плодоводства знаменитой Тимирязевской академии. Лаборатория, кстати, старейшая — здесь изучали и выращивали садовые культуры еще до Октябрьской революции.

А сейчас тут используют новейшие технологии. И выглядит это так. В одной комнате, на стеллажах, плотно уставленных прозрачными пробирками, колбами, контейнерами, «в тесноте да не в обиде» подрастают сотни, а может, и тысячи будущих растений. Чего только нет: земляника, малина, ежевика, смородина, голубика, крыжовник, слива, алыча, а также флоксы, клематисы, сирень.

Любые, даже очень хорошие сорта садовых растений со временем «стареют». Растения, в том числе и маточники, с которых берут черенки для размножения, накапливают болезни, и качественных саженцев, бывает, уже и не найдешь. К тому же и требования к сортам меняются. Селекционеры все время предлагают что-то новое — то сорт с суперкрупными и необыкновенно вкусными плодами или ягодами, то не поддающийся никаким болезням и вредителям… Но найти в продаже эти чудесные новинки тоже нелегко. Пока не размножат их в достаточном количестве, на что могут уйти годы.

Рецепт ее молодости

Вот решением этих проблем — сохранением здоровья старых выдающихся сортов и быстрым размножением селекционных новинок — и занимаются ученые лаборатории плодоводства. И используют для этого особую технологию — клональное микроразмножение. Микроскопические «кусочки» (как говорят специалисты — клеточную ткань) помещают в пробирки на особую питательную среду и затем выращивают из них полноценные взрослые растения.

«Это современный интенсивный способ массового бесполого размножения растений, при котором полученные растения генетически идентичны исходному экземпляру, — пояснил «РГ — Неделе» заведующий лабораторией плодоводства РГАУ — МСХА им. Тимирязева Дмитрий Никиточкин. — Способ имеет ряд серьезных преимуществ: при его использовании будущие растения освобождаются от возбудителей многих заболеваний, снижающих урожайность до 30-80 процентов. А после выращивания культуры in vitro (проще говоря, в пробирке) происходит, по сути, омоложение растений, восстанавливаются ценные качества сорта и урожайность, кстати, тоже».

Еще один плюс метода — вновь выращенные саженцы имеют усиленную способность к вегетативному размножению. Это позволяет восстановить редкие сорта, чудом сохранившиеся у коллекционеров. Ну и, конечно, клональное микроразмножение незаменимо для того, чтобы быстро и качественно размножить вновь выведенные селекционерами диковинки. Для садоводов купить такую рассаду земляники,цветов, саженцы малины, ежевики, смородины — большая удача: можно быть уверенным, что все заявленные качества сорта гарантированы.

Чудо под микроскопом

«Вот посмотрите, как мы это делаем, — рассказывает старший научный сотрудник лаборатории Ирина Ковалева. — У земляники, например, это происходит так. В июне, когда земляника идет в буйный рост, пускает множество усов, у маточных растений мы берем самые их кончики — именно здесь находится так называемая меристема — самая молодая, стремительно размножающаяся клеточная ткань».

Из этих небольших фрагментов в стерильных условиях извлекается исходный материал: под микроскопом, с помощью иголки и пинцета выделяется меристема и помещается в пробирку на питательную среду. Работа, по сути, ювелирная — как блоху подковать. Стерильность нужна для того, чтобы в рост пошла именно растительная ткань, а не прилетевшая невесть откуда плесень… Это — самый первый этап.

Потом таких этапов будет еще несколько. Из пробирки развившиеся крошечные растеньица (сколько их будет — зависит от коэффициента размножения — каждый сорт индивидуален) переносят в более просторную посуду — баночки, контейнеры. И питательная среда для этой мелкоты немного отличается от первоначальной. И лишь спустя время уже вполне похожие на будущие взрослые растения, но пока миниатюрные кустики отправляют в теплицу для подращивания на традиционном торфяном субстрате.

Для земляники весь цикл занимает — как для рождения ребенка — примерно девять месяцев: от июня и до апреля следующего года, когда уже вполне сформировавшиеся кустики готовы к тому, чтобы отправиться на грядку в сад.

«Зефирка», «Шурочка», «Марго» и другие

О спасении старых сортов и о том, как создаются новые, рассказала аспирантка лаборатории Анна Мазаева. Ее диссертация посвящена флоксам. Все, кто любит эти цветы, знают: сортов множество, и есть очень старые, красивейшие, увидеть которые можно лишь на картинке или в лучшем случае на выставке. Все потому, что сохранились эти сорта всего у нескольких энтузиастов-любителей.

«Флоксы — моя любовь, — говорит Анна Мазаева. — Начинала я с того, что вместе с моим научным руководителем решила вывести несколько новых сортов. Есть, например, старый знаменитый «Успех» — ярко-фиолетовый, с большой белой звездочкой. Но к концу цветения выгорает, соцветия становятся бледными. Сейчас мы уже подали на регистрацию «дочку» «Успеха», назвали сорт «Марго» — цветы очень похожи, только цвет чуть посветлее и не выгорают, а само растение высокое и мощное. Еще один новый сорт сначала хотели назвать «Зефиркой» — он нежно-розовый, но в итоге подали на регистрацию под именем «Шурочка».

Вместе с секцией флоксоводов-любителей Анна Мазаева собирается восстановить и старые, почти уже утраченные, уникальные сорта флоксов. Например, «Любимец Гаганова» — редкой темно-малиновой окраски. «Планировали взять исходный материал для клонального микроразмножения прошлым летом, — рассказала Анна. — Но сезон был неблагоприятный, материнское растение слабое. Вот с нетерпением ждем весны, когда флоксы пойдут в рост».

Кроме флоксов в лаборатории собрана большая коллекция клематисов. А еще — одна из самых больших в стране коллекций сирени — более 200 сортов мировой селекции. «Нашими сортами можно заложить прекрасный сиреневый сад, — отметила Ирина Ковалева. — Часть коллекции высажена на экспериментальном участке. Приходите к нам весной, когда зацветут, — не пожалеете».

Конечно, приду. Ведь именно благодаря таким энтузиастам-ученым удается сохранить самые ценные, самые лучшие сорта растений, которые украшают наши сады.

 

Справка «РГ»

В настоящее время лаборатория клонального микроразмножения располагает коллекциями растений:

40 сортов малины и ежевики;
30 сортов земляники садовой;
7 сортов крыжовника;
косточковые культуры (слива, алыча гибридная, вишня) 6 сортов;
6 клоновых подвоев плодовых культур;
около 200 сортов сирени обыкновенной;
30 сортов клематисов;
30 сортов флоксов.