Всходы на правовом поле

Дебаты вокруг закона «О семеноводстве».

В то время, как по ряду культур отечественный АПК уже достиг точки импортозамещения и строит далеко идущие планы захвата внешних рынков, есть направления, по которым по-прежнему наблюдается тотальная зависимость от зарубежной продукции. Одно из них – семеноводство. Оздоровить рынок и решить целый спектр проблем призван федеральный закон «О семеноводстве», очередные поправки в который были обсуждены на совещании в Министерстве сельского хозяйства.

После того, как президент в прошлом году отметил необходимость уделить особое внимание развитию отрасли, забота по возрождению семеноводства и селекции легла на плечи государства. Минсельхоз разработал Федеральную научно-техническую программу развития сельского хозяйства на 2017-2025 годы, которая также предусматривает отдельные подпрограммы, посвященные развитию селекции и семеноводства определенных культур.

Очевидно, что нельзя играть в новую игру по старым правилам. Потому правительство и Межведомственная правительственная комиссия по административной реформе выступили с инициативой внесения изменений в закон «О семеноводстве».

Переработанный законопроект был передан в правительство в 2018 году, однако вернулся назад – позиция относительно контроля оказалась не согласованной. Кроме того, документ неожиданно вызвал очень широкий резонанс. Кроме дачников, которые запаниковали из-за того, что им могут запретить выращивать собственный картофель, против поправок выступил целый ряд политиков и общественных деятелей. Так, в ответ прозвучали следующие инициативы:

  • Отменить постановление правительства «О создании госсорткомиссии»
  • Исключить из законопроекта все положения, касающиеся ведения Госреестра;
  • И вовсе — отменить закон «О семеноводстве».

Как заверил Петр Александрович Чекмарев, директор Департамента растениеводства, механизации, химизации и защиты растений, Минсельхоз не намерен сдавать позиции:

«Нельзя сказать, что нас задавили – и мы на все согласны. Ничего подобного! Мы сейчас ужесточим закон – в пользу селекционеров и семеноводов, находящихся на территории Российской Федерации. Ничего больше, — заявил глава департамента. – Со стороны легко советовать, с теоретической точки зрения рассказывать, что хорошо, что плохо. Но нам нужно отвечать за результаты своего труда: за селекцию, за конкретные семена, которые поступают сельхозпроизводителям, чтобы они вырастили достойный и экономически выгодный урожай».

Одним из ключевых вопросов в дискуссии вокруг законопроекта стало введение обязательной сертификации. В то время, как одни рассматривают ее как реальный инструмент оздоровления рынка и борьбы с фальсификатом, другие видят в ней попытку задавить бизнес и «запретить людям продавать семена».

По мнению Марата Исламова, доктора экономических наук, кандидата сельскохозяйственных наук, речь идет не о сохранении или отмене закона, а о будущем России. «Если мы не отстоим этот закон, то мы подставим под удар продовольственную безопасность страны. Чем это чревато? Разрушением селекции и семеноводства, внешним захватом рынка семян. А после этого можно начинать диктовать России, как себя вести в мире, лишить нас возможностей на геополитическом уровне!».

Так ли это?

Участники отрасли практически единогласно поддержали необходимость обеспечения контроля в семеноводстве, но по другим пунктам высказывают все новые и новые убедительные аргументы. Что интересно: и среди сторонников ужесточения контроля, и среди приверженцев идеи либерализации законодательства есть и ученые, и политики, и представители бизнеса.

 

Кирилл Владимирович Всеволожский, член общественного совета Россельхознадзора отметил, что сегодня семеноводство в России живет исключительно по законам рынка, полноценными игроками которого являются в том числе и государственные центры. По его мнению, законопроект стоит рассматривать в контексте намеченного плана —  обеспечить к 2026 году производство оригинальных и элитных семян отечественной селекции по наиболее зависимым от импорта агрокультурам на уровне не менее 75% — каждому «очень хочется стать монополистом и «наложить лапу» на весь объем».

«Семеноводство – одна из самых дисперсных отраслей народного хозяйства России, и все, что рынку было бы нужно, он бы создал. Все, кому нужна сертификация, ее получают. Кто не получает – значит, она им не нужна. Те, кому нужна информация, лезут в Госреестр и берут ее. Вы меня простите, но сейчас мы возвращаемся во времена Хрущева, когда из Москвы тыкали пальцем, что можно сеять» — уверен Всеволожский.

По мнению Кирилла Владимировича, сельхозпроизводитель должен иметь возможность выбора. Пусть даже часто это может обернуться потерями – например, в случае гибели посевов холодной зимой. Однако, полностью отказываться ни от Госреестра, ни от сертификации, ни от контроля Всеволжский не предлагает:

«Мы не обсуждаем с вами семеноводство, мы обсуждаем с вами федеральный закон о семеноводстве – вопрос юридического характера. А федеральный закон – я напомню – это инструмент ограничения и ущемления прав человека. Так написано в 55 статье конституции. Это тяжелый острый инструмент, который должен включаться строго определенных случаях, — рассуждает Кирилл Всеволжский. – Конституция не предусматривает регулирование семеноводства – 74-ая статья, вся государственная власть в субъектах. Пусть они у себя регулируют, а мы не дадим разрушать единый рынок. Это было бы правильно. Нужны особенности в семеноводстве? Давайте сделаем отдельную статью в законы о техническом регулировании, о ГМО, о проверках. Федеральный закон можно использовать для того, чтобы спасать людей. Но не для того, чтобы кому-то было удобно, целесообразно, интересно. Если что-то нужно – у нас действует рынок. Рынок все создаст».

Интересно, что со столь либеральной и оптимистичной позицией относительно способности рынка к созиданию и саморегулированию не согласен ряд крупнейших отечественных производителей семян. Но и они отмечают необходимость детальной проработки законопроекта.

«Дальнейшая либерализация приводит к катастрофическим последствиям для рынка семян. Контроль необходим, но не тотальный, не сплошной, не создающий административные барьеры. Задача – сохранить то, что есть сейчас – но с небольшой корректировкой в виде обязательной сертификации. Для сельхозтоваропроизводителей это незначительная финансовая нагрузка, — заявил Владимир Юрьевич Чирков, исполнительный директор ООО «ЭкоНива-Семена». —  Мы выступаем за введение обязательной сертификации по целому ряду причин.

Первое. На сегодняшний день отсутствует единое исчерпывающее представление об обороте семян в России. Уже создана информационная система, но она пока носит добровольный характер – соответственно, не является всеобъемлющей. Полной информации потребитель с ее помощью не получит.

Второе. Президентом поставлена задача наладить контроль за ГМО. Без обязательной сертификации и системного контроля со стороны Россельхознадзора эту задачу выполнить невозможно».

Кроме того, Владимир Чирков обратил внимание на то, что отсутствие понимания, какое количество семян реально реализуется на рынке, затрудняет расчет лицензионных платежей. Это, в свою очередь, ставит под угрозу развитие селекционных центров – как государственных, так и частных. «Последствия недополучения институтами роялти носят катастрофический характер и приводят к дальнейшему обнищанию этой отрасли российской науки и ее все большему техническому и кадровому отставанию от передовых стран (точнее, от транснациональных корпораций)» — прокомментировал ситуацию Чирков в своем письме в Минсельхоз.

По его словам, «нынешняя система добровольной сертификации удобна для тех, кто не хочет заявлять о своей деятельности, не хочет работать честно и открыто».

Владимир Чирков также заявил, что, фактически, согласно законопроекту, крупные производители семян могут сертифицировать сами себя. Здесь явно имеет место конфликт интересов. «Мы сравниваем себя с зарубежными рынками, стремимся к либерализации, но, к сожалению, менталитет у нас совершенно другой. К сожалению, у нас без четкого понимания, что есть контроль государства, что есть ответственность за нарушение законодательства, работать система у нас не будет. Это факт».

ООО «ЭкоНива-Семена» в качестве представителя бизнес-сообщества вынесла ряд предложений как по модернизации законопроекта о семеноводстве, так и по технологии его реального применения.

Среди наиболее важных:

  • Отмена возможности определения оригинатором числа поколений элиты

Предполагается, что данная мера позволит многократно увеличить спрос на оригинальные семена, что в свою очередь приведет к росту внебюджетных поступлений у организаций, занимающихся селекцией и первичным семеноводством, и позволит институтам финансировать ту научную деятельность, которая сегодня испытывает дефицит средств. Кроме этого, возрастет спрос на высококвалифицированных специалистов в области первичного семеноводства, что приведет к созданию или расширению соответствующих кафедр в профильных вузах.

  • Отмена так называемой фермерской льготы, то есть освобождение от уплаты лицензионных платежей в течение двух лет с момента приобретения семян при использовании полученных репродукций для собственных нужд. Однако, в то же время, следует сохранить данную меру поддержки для предприятий, имеющих менее 1 000 га.

По мнению Владимира Чиркова, данная мера «потеряла свой изначальный смысл и в настоящее время применяется всеми сельхозпроизводителями, в т.ч. крупными холдингами, что приводит, с одной стороны, к снижению затрат на производство у покупателей семян, но с другой стороны подрывает экономическую базу у предприятий, занятых научной деятельностью в сфере селекции. Мировая практика в данном вопросе предлагает компромиссное решение: уплата сельхозпроизводителями пониженной ставки роялти на партии семян, произведенных для собственных нужд».

  • Исключительно государственная сертификация, которая должна проводиться Россельхозцентром и Россельхознадзором.

Андрей Васильевич Алабушев, академик РАН, директор Всероссийского научно-исследовательского центра зерновых культур имени И. Г. Калиненко также выступает за введение обязательной сертификации.

«У нас сейчас 70% проходимцев на рынке семян – и все они хотят в нем участвовать! — заявил академик РАН. – Сертификация должна быть не добровольной, а обязательной. Мы должны понимать, есть ли материально-техническая база у тех, кто продает семена. Если мы этого не сделаем, через 3 года в Российской Федерации  на селекционной науке можно поставить крест».

Также академик РАН отметил важнейшую роль государственного реестра селекционных достижений. «На сегодняшний день у нас огромная коллекция, около 120 тысяч озимой пшеницы – не говоря уже про остальные культуры. Мы собираем через институты все новые сорта мира. Приведу пример. 6 лет назад во всех газетах Северного Кавказа одна итальянская фирма предлагала свои семена озимой пшеницы, которая по качеству – мировой стандарт, непревзойденный урожай. Мы по просьбе Минсельхоза взяли эти сорта и выяснили, что в засушливой зоне они в 2,5 раза уступают российским стандартам. Потому, если сегодня мы отменим Госреестр, такая грязь со всей Европы сюда пойдет! Кто потом будет перед товаропроизводителями отвечать?».

Очень большой процент семян, ориентированных на широкого потребителя, также не соответствует ни стандартам качества, ни сортовой чистоте. «Сертификация – это, прежде всего, сортовой контроль, — уверен Игорь Александрович Лобач, президент Национальной ассоциации производителей семян кукурузы и подсолнечника. – А кто хоть раз в пакетики заглядывал, проверял чистоту? У них каждый раз по экспертной оценке проходят 150 сортов за 2 часа! Это нужно прекратить».

Очень важна модернизация законодательства в области семеноводства и в свете главного вектора развития российского АПК – реализации экспортного потенциала.

«Белоруссия нам в этом году запретила продавать семена. 6 тысяч тонн кукурузы остались в России. Почему? – рассуждает Игорь Александрович. – Потому что такие участники рынка, которые как раз и против проверок, реестра – и всего закона, в прошлом году завезли 1,4 тыс. тонн семян, а в этом – 2,6 тыс. В результате Витебская область в осталась без силоса и правительство Белоруссии запретило импорт семян. Мы провели контроль с их госсорткомиссией. И только благодаря тому, что среди 120 образцов, которые туда направили российские добросовестные производители, не оказалось ни одного некачественного, полный запрет был снят».

Минсельхоз готов к открытому диалогу с участниками отрасли. Петр Александрович Чекмарев, Директор Департамента растениеводства, механизации, химизации и защиты растений, вынес предложение за подписью первого замминистра сельского хозяйства разослать закон «О семеноводстве» во все регионы РФ для дальнейшего обязательного обсуждения и протоколирования всех вынесенных инициатив. «Мы можем ждать еще год, полтора, для того, чтобы обновить законопроект».

В случае, если региональные обсуждения не дадут результата, для принятия закона будет созван Всероссийский съезд селекционеров и семеноводов.

Также при Министерстве сельского хозяйства будет создан экспертный совет по разработке законопроектов и нормативно-правовых актов. В него смогут войти представители отрасли, имеющие профессиональный стаж не менее 20 лет.

Стоит ли ожидать скорых «всходов» на правовом поле? Увидим.

 

Источник