Бюджет не разочарует аграриев

Интервью с Алексеем Майоровым, председателем комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию.

 

– Алексей Петрович, Вы в сельском хозяйстве прежде не работали, откуда такое хорошее знание отрасли, проблем агропрома, которое вами было проявлено уже с первых дней работы в новой должности?

– Прежде всего, информирую, что с 2011 года являюсь членом Совета Федерации – представителем Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкии, региона, где селу уделяется большое внимание. А с 2014 года я работал первым заместителем председателя комитета Совета Федерации по экономической политике. Тоже без сельской тематики в нем обходится.

В последние годы агропром демонстрирует позитивную динамику. Отмечу, что лишь за последние 6 лет из федерального бюджета было направлено на поддержку АПК 1,2 трлн. рублей, что позволило за последние пять лет увеличить объем производства сельхозпродукции более чем на 20%.

В этом году на поддержку АПК предусмотрено более 250 млрд. рублей федеральных средств.

В настоящее время в парламенте идет работа над бюджетом следующего периода – на 2019 и два последующих года. Этот бюджет пока не принят, но совершенно очевидно, что аграрии этим бюджетом разочарованы не будут. Надеюсь, что будут сохранены все инструменты, меры поддержки и объемы финансирования.

– Как будет выстраиваться работа Комитета с Минсельхозом, как будут обсуждаться проблемы: только комплименты и благодарности, как иногда бывало, или же – объективный разбор спорных вопросов?

– Совместно с Минсельхозом Комитетом вырабатываются новые задачи и пути их решения. Опираться будем, конечно, на национальные цели, которые обозначены в Указе Президента РФ В.В. Путина от 7 мая текущего года. Они конкретизированы в Основных направлениях деятельности Правительства.

Необходимо ускорить темпы развития российского агропромышленного комплекса, качественно обновить его технологическую основу, обеспечить высококвалифицированными кадрами, повысить его конкурентоспособность на глобальном рынке продовольствия.

Действовать мы будем по нескольким направлениям. Прежде всего, повышать качество сельхозпродукции и продовольствия. И не только за счёт более строгой системы контроля, но и за счет поддержки внедрения современных биотехнологий, включая семеноводство, селекцию, генетику. Кроме того, нам нужна такая аграрная техника, которая не только помогает повысить производительность, но и обеспечивает разумное и бережное природопользование. Необходимо увеличить долю продукции глубокой переработки – и по зерну, и по рыбе, и по целому ряду других направлений.

В части законодательной работы в этом направлении нам необходимо ускорить принятие ряда проектов федеральных законов, касающихся таких вопросов, как агрострахование, госрегулирование торговли, повышение плодородия почв, совершенствования агролесомелиоративных мероприятий и других.

В качестве примера отмечу, что в ноябре текущего года на заседании комитета предусмотрено рассмотреть информацию о ходе подготовки Минсельхозом проектов нормативных правовых актов, необходимых для реализации федеральных законов, принятых в 2014–2018 годах. Эта повестка продиктована тем, что члены комитета считают важнейшими и в тоже время проблемными вопросы взаимодействия законодательной и исполнительной власти, в том числе несвоевременное принятие подзаконных нормативных правовых актов. Ведь от своевременной и качественной подготовки нормативных правовых актов зависит эффективность реализации принятых законодательных решений.

– На встрече членов Совета Федерации 25 июля с вице-премьером Алексеем Гордеевым и главой Минсельхоза Дмитрием Патрушевым зампредседателя Совета Федерации Николай Федоров констатировал неполное освоение денег федерального бюджета Минсельхозом. В прошлом году объем неосвоенных средств составил 12 млрд 400 млн рублей. И в этом году дела обстоят не лучше. Этот вопрос у вас на контроле. Наведен ли здесь порядок?

– В рамках предмета своего ведения наш Комитет осуществляет постоянный мониторинг использования Минсельхозом федеральных бюджетных средств. На 1 октября текущего года Минсельхозом освоено свыше 56% федеральных бюджетных средств, выделенных на развитие АПК. Следует сказать, что новый состав Правительства и Минсельхоза России был сформирован в мае текущего года. Полагаю, что до конца года федеральный бюджет Минсельхозом будет исполнен максимально.

Как Вам известно, Министр сельского хозяйства Д.Н. Патрушев ранее возглавлял Россельхозбанк и, насколько я знаю, Минсельхоз совместно с Минфином намерен выстраивать новую систему взаимоотношений с регионами с целью стимулирования повышенного внимания к проблемам сельского хозяйства. В целях повышения эффективности бюджетных расходов Минсельхоз будет использовать принципы проектного финансирования мероприятий Госпрограммы с тем, чтобы она вместе с региональными программами выступила единым инструментом мобилизации ресурсов для обеспечения продовольственной независимости страны.

Отмечу, что в Госпрограмме на 2013–2020 годы важным направлением является господдержка кредитования отраслей растениеводства и животноводства, переработки их продукции, развития инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продовольствия, а также малых форм хозяйствования – крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств.

Сегодня перед отечественными аграриями стоят очень сложные задачи по повышению своей эффективности и конкурентоспособности. От решения этих задач во многом будет зависеть достижение технологического прорыва и в уже ближайшее время – мощного движения России вперед.

– Планируется ли ваша встреча с вице-премьером Алексеем Гордеевым?

– Да, планируется, так как я вхожу в состав Правительственной комиссии по вопросам агропромышленного комплекса и устойчивого развития сельских территорий (распоряжение Правительства РФ от 31 октября 2018 года № 2373-р).

– В высокой степени готовности сейчас находятся национальные проекты России, для их реализации потребуется законодательное обеспечение, Комитет участвует в этой работе? В частности – нацпроекта «Экология»?

– Экологическая составляющая в соответствующем Указе Президента РФ занимает особое место. Среди подлежащих решению вопросов экологии – эффективное обращение с отходами, ликвидация свалок, повышение качества питьевой воды для населения, экологическое оздоровление и реабилитация уникальных природных водных объектов.

Для осуществления намеченного требуется внесение изменений в законодательство в области обращения с отходами, направленные на увеличение объемов переработки отходов и снижение количества захораниваемых отходов, создания единой госсистемы обращения отходами I и II классов опасности, снижения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. В эту часть должны войти построение системы сводных расчетов загрязнения воздуха и установления особенностей проведения проверок природопользователей в период неблагоприятных метеоусловий. Потребуются также разработка и закрепление в законодательстве правовых механизмов обеспечения водной безопасности, восстановления водных объектов, экономии водных ресурсов и ресурсосбережения, охраны водосборных территорий от загрязнения.

В части мониторинга мер Правительства по обеспечению безопасного обращения с чрезвычайно опасными и высокоопасными отходами I и II классов отмечу, что в Комитете создана соответствующая межкомитетская рабочая группа, в состав которой входят представители Минприроды, Минпромторга, Минэкономразвития, Госкорпорации «Росатом», научного и экспертного сообществ.

Также в Комитете ведется мониторинг правоприменительной практики обновленного законодательства об отходах производства и потребления. Этот вопрос неоднократно заслушивался на мероприятиях, проводимых Комитетом. Выработанные предложения направлялись в Правительство и уполномоченные органы исполнительной власти. Нужно отметить, что указанные предложения в больше своей части учтены и уже вошли в действующем законодательстве.

В целях повышения эффективности рассмотрения вопросов о формировании новой системы обращения с твердыми коммунальными отходами и выработке по ним согласованной позиции профильных комитетов Федерального Собрания, мы предложили провести совместные парламентские слушания на площадке Государственной Думы на тему «Реформа ТКО: экологические приоритеты при формировании новой системы обращения с отходами». На них планируется рассмотреть реализацию субъектами РФ норм законодательства в целях соблюдения ими контрольных сроков по переходу на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами и выработать необходимые законодательные решения.

В части охраны водных ресурсов планируется в период осенней сессии на парламентских мероприятиях Комитета рассмотреть актуальные вопросы сохранения уникальных водных экологических систем и обеспечения водными ресурсами субъектов РФ. В них примут с участие представители регионов, научного и экспертного сообщества, имеющиеся в настоящее время проблемы совершенствования водного законодательства как основы сохранения водного богатства России.

Источник