Кто скупо сеет, тот скупо и пожнет

Российская селекция растений: взгляд в будущее.

 

Федеральная научно-техническая программа развития сельского хозяйства на 2017–2025 годы (далее – ФНТП) ориентирует своих исполнителей на создание конкурентоспособных сортов и гибридов отечественной cелекции.

За исключением зерновых и ряда других культур, отечественные сорта пока слабо или вообще неконкурентоспособны перед зарубежными. Отечественные сельхозтоваропроизводители предпочитают пусть дорогой, но надежный продукт от известных производителей – мировых лидеров отрасли. Ведь сказано в Библии: «кто скупо сеет, тот скупо и пожнет, а кто сеет щедро, тот и пожнет щедро».

А мировые лидеры отрасли, между тем, активно наращивают свой и без того немалый финансовый и технологический потенциал путем известных слияний и поглощений. Обладая практически неограниченными финансовыми возможностями, они активно влияют на рынок сортов и гибридов в России. И уходить с него пока  не собираются.

Однако и Россия может и должна выступать в роли активного игрока на мировом рынке семян, выбирая, какие семена ей выгодно производить (где у нас есть хорошая генетика, сильные сорта и гибриды), и продавать миру и их тоже, а не только зерно.

Серьезным препятствием для выхода на мировой уровень остается существенный разрыв между разработкой и внедрением в реальное производство достижений отечественной  селекционной науки. Ресурсный потенциал ФНТП представлен 208 научно-исследовательскими институтами и 21 междисциплинарным крупным исследовательским центром Миннауки России, 29 организациями в системе Минсельхоза России, 54 отраслевыми вузами, 22 учреждениями дополнительного профессионального образования. Однако, в настоящее время научные организации и аграрные вузы зачастую функционируют без учета реальных потребностей рынка, а формы их интеграции в реальное производство не соответствуют современным вызовам.

 Поэтому создание организационно-экономических условий устойчивого развития отечественного рынка семян и совершенствование механизмов его регулирования невозможно без участия бизнеса.  Да, российское государство уделяет внимание мерам целевого субсидирования отрасли, направленным на привлечение частного капитала. На селекционно-семеноводческие центры в 2016-2017 годах выделено около 300 миллионов рублей. Кроме того, сохраняется субсидирование производства семенного картофеля, семян овощей открытого грунта, кукурузы, сахарной свеклы, подсолнечника. На эти цели выделено 11,3 миллиарда рублей.  Но разве сопоставимы эти выделяемые из государственного бюджета средства с бюджетами транснациональных корпораций?

Мировой опыт свидетельствует, что в условиях рыночной экономики полагаться только на бюджетное финансирование не реально.  Даже если государство изыщет хотя бы часть необходимых средств, никакой уверенности в их эффективном использовании нет. Выход – один. Необходимо привлекать частный капитал. Только соскочив с иглы государственного финансирования, российская селекция перестанет работать вхолостую.

В Германии государство финансирует лишь фундаментальную науку, а прикладные разработки финансируются частным образом. Селекция, находясь на стыке фундаментальной и прикладной науки, представляет собой высокодоходный бизнес, кровно заинтересованный в скорейшей реализации фундаментальных научных исследований. Но так было не всегда и не везде в Германии. Руководители ГДР старались тщательно копировать опыт СССР, в том числе в организации селекционно-семеноводческого процесса. После объединения страны государственные селекционные институты были приватизированы, а их сортовой потенциал был подвергнут строгой ревизии. Ведь каждый невостребованный сорт — это выброшенные деньги, что само по себе — непозволительная роскошь для рачительных немцев. Часть сортов была оставлена “доживать свой век” вместе с привыкшими к ним “колхозниками”. А наиболее перспективные для нового рынка сорта стали активно внедряться в производство уже по “западным” стандартам.

Для выхода на мировой уровень аналогичные задачи в той или иной форме придется решать и российской селекции. Во всем мире создание новых сортов окупается за счет сбора роялти. Если созданный сорт не используется, роялти нет. Новые сорта создавать не на что. Роялти – это воздух, без которого селекция просто задохнется, основа основ успешной и прочно (я бы даже сказал – жестко) встроенной в реальное производство селекции. Весьма показательно то, что в Федеральном союзе селекционеров Германии (BDP) только сбором роялти за использование сертифицированных и «внутрихозяйственных» семян целенаправленно занимается 20 человек, объединенных в специально созданную для этих целей структуру – STV c годовым бюджетом 3, 1 млн. евро (1% агентских). Вот это называется ответственным подходом к рефинансированию селекции и к введению сортов в коммерческий оборот.

А вот как (на страницах журнала «Селекция, семеноводство и генетика») описывает ситуацию в России помощник Министра сельского хозяйства и науки Е.В. Журавлева: «Сейчас  уже целенаправленно произвели 25 тысяч мини-клубней картофеля, 64 лучших российских сортов. Заложили их длительные эколого-географические испытания. Куда их теперь девать? В 2018 году вырастет первое полевое поколение. Дальше что? Где тот бизнес, который его возьмет? <…> Государство вкладывает деньги, ученые – свои мозги. Нарабатываем, создаем сорта, смотрим на них сквозь стекло пробирки или складываем на полках. А бизнес покупает импортное. Вот это парадокс!».

Да нет никакого парадокса! Целью бизнеса является извлечение прибыли, а не определение «национальности» селекционного достижения. Надуманный в высоких кабинетах критерий «свой-чужой» никому не интересен в полях,  где гораздо важнее соотношение цены и качества.

ФНТП предусматривает формирование мер стимулирующего характера для ее участников, что должно способствовать постепенному переходу сельскохозяйственных товаропроизводителей на использование отечественных технологий и продукции. Предполагается осуществление мероприятий, направленных на передачу научно-технических результатов в практическое использование. Но как будет происходить эта передача в практическое использование? И почему раньше не передавали? Неужели не было достойных сортов? Были! И не мало! Но росли они, в основном, в Госреестре, а не на полях. Существуют серьезные опасения, что ситуация повторится.

Почему? В первую очередь, потому что в стране практически отсутствует современная законодательная и нормативно-правовая база селекции и семеноводства. Путь «от пробирки до мешка» изобилует труднопреодолимыми даже для серьезных инвесторов препятствиями. Ямы на правовом поле надо срочно заделывать. Иначе все инвестиции (а ФНТП подразумевает финансирование проектов подпрограмм по культурам  бизнесом и из федерального бюджета в равных долях) не дадут ожидаемого эффекта.

В Библии сказано: «… и никто не вливает молодого вина в мехи ветхие; а иначе молодое вино прорвет мехи, и само вытечет, и мехи пропадут; но молодое вино должно вливать в мехи новые; тогда сбережется и то и другое».

Спрашивать, когда примут новый закон о семеноводстве, уже как-то неудобно. Но даже если он не устареет к моменту принятия, всех проблем он не решит. Нужен целый пакет сопутствующих законов и подзаконных нормативных актов, регулирующих защиту авторских прав на селекционные достижения, борьбу с контрафактом, создание специальных зон семеноводства, оптимизацию системы сортоиспытаний и регистрации сортов, совершенствования системы сертификации, процедуры обмена семенным и посадочным материалом в исследовательских целях, усиления контроля за содержанием ГМО, фитосанитарного надзора и т.п.

В Минсельхозе это хорошо понимают, и список необходимых изменений, дополнений и упразднений уже составлен. Но это только список, а сколько времени дополнительно потребуется на подготовку всех этих документов, их обсуждение, отклонение, доработку, «зависание» и т.д. и т.п.?  Кто, когда и как этим будет заниматься?

Во всем мире созданием и продвижением проектов законов и нормативно-правовых актов занимаются отраслевые союзы с привлечением  высокооплачиваемых экспертов и лоббистов. Необходимо срочно изыскивать необходимые средства и «впрягаться» в эту работу! Времени на раскачку не осталось, а «рыцарей», готовых галантно ждать, когда «прекрасная дама» — российская селекция, наконец, соизволит явить себя миру во всей красе, среди наших конкурентов на глобальном рынке семян, увы, не наблюдается.

Кстати, в 1945 году, когда в оккупированном союзниками Ганновере создавался BDP, ни о какой богатой материально-технической базе, финансовой мощи и конкурентоспособности  немецкой селекции и могло быть и речи. Немецкие селекционеры объединились тогда не против семян стран-победительниц, а чтобы сообща создать рамочные правовые предпосылки для быстрого создания и внедрения в производство высокопродуктивных сортов. И создали, и внедрили, не прося у государства ни пфеннинга и не сетуя впустую о разрушенной системе селекции и семеноводства. Малые (часто — семейные) и средние  компании – основа немецкой селекции, смогли в кратчайшие сроки восстать из послевоенного пепла и выйти на мировой уровень.

Предпринимаемые отдельными российскими отраслевыми союзами попытки создания необходимого им правового поля носят спорадический и разрозненный характер, и в силу этого, крайне неэффективны. Представляется целесообразным объединить усилия под эгидой одного из союзов (самого «зубастого») или в рамках рабочей группы. Конечный результат важнее амбиций. Думаю также, что такая инициатива найдет понимание как у молодых министров (аграрного и науки), так и у матёрого вице-премьера.

Реализация ФНТП к 2025 году должна снизить риски в сфере продовольственной безопасности за счет уменьшения доли продукции, произведенной по зарубежным технологиям из импортных семян и племенного материала.  Напомню, что ФНТП была разработана во исполнение Указа Президента № 350 «О мерах по реализации государственной научно-технической политики в интересах развития сельского хозяйства».  А, как известно, наш Президент жестко и эффективно контролирует исполнение своих указов. Поэтому нет никаких сомнений в том, что конечные  целевые индикаторы ФНТП будут выполнены.

Существует большой соблазн достичь этого чисто административными методами. Например, посредством волевого регулирования соотношения зарубежных и отечественных сортов в Госреестре. Но вряд ли крупные российские агрохолдинги согласятся с навязыванием им «правильной» сортовой политики, лишающей их возможности свободного и ответственного выбора в условиях, слава Богу, уже сложившейся рыночной экономики. Более того, такой недальновидный подход неизбежно приведет к сворачиванию международного сотрудничества в сфере селекции, которая во всем мире давно уже приобрела наднациональный характер. И именно это явилось основным фактором ее ускоренного развития.

Да, эскалация санкций и контр-санкций не способствует развитию международного сотрудничества, в том числе в сфере селекции. В последнее время часто приходится слышать упреки в адрес западных партнеров в однобоком подходе к сотрудничеству, направленном лишь на экспорт в Россию семян и сопутствующих технологий. А российские конкурентоспособные сорта и гибриды, якобы, не пускают на европейские рынки, в связи с чем необоснованно предлагается разработка зеркальных ответных мер. Звучат и опасения относительно возможного прекращения (под давлением из-за океана) поставок из Европы в Россию семян наиболее импортозависимых культур. Но, позвольте, это Россия запрещает ввоз западной сельхозпродукции, а не наоборот. Европа и так стонет от российского продуктового эмбарго (ежегодные потери – до 8,3 миллиарда долларов!), чтобы уступить еще и рынок сбыта семян. Не уступила же Германия по «Северному потоку – 2»,  несмотря на колоссальное давление из-за океана. А потом, никто у нас пока и не пробовал выйти на европейские рынки с соблюдением необходимых и равных для всех не входящих в ЕС стран процедур получения статуса эквивалентности систем сортоиспытания и сертификации.

Порядок получения статуса эквивалентности был представлен Сортовым ведомством ФРГ (при содействии Кооперационного проекта «Германо-Российский Аграрно-Политический Диалог») на первом Всероссийском дне поля в Алтайском крае в 2016 году. Однако, «воз и ныне там». А тем временем соответствующая комиссия ЕС уже рассматривает заявления о получении статуса эквивалентности по культурам от Украины, Молдовы и ряда других стран.

При принятии окончательного решения по предоставлению статуса эквивалентности Комиссия в обязательном порядке официально запрашивает мнение о стране-заявителе у Европейской семеноводческой ассоциации (ESA). BDP является  весомым членом  ESA и активно участвует в выработке соответствующих предложений, направляемых ESA в Комиссию ЕС. В целях развития двустороннего сотрудничестве в сфере селекции и семеноводства, и руководствуясь духом партнерства, BDP выражает готовность поддержать соответствующую заявку России в ЕС.  Немецкие селекционеры заинтересованы в создании конкурентоспособной на мировом уровне системы селекции и семеноводства в России. Согласитесь, лучше конкурировать на равных, чем опасаться, что слабый конкурент прибегнет к нерыночным механизмам и пролоббирует введение на государственном уровне протекционистских мер запретительного характера.

BDP совместно с Национальным союзом селекционеров и семеноводов (НССиС) разработаны предложения по развития германо-российского сотрудничества в сфере селекции растений и семеноводства. Они включают в себя первоочередные мероприятия, без осуществления которых рывок российской селекции в светлое будущее невозможен. А именно:

— разработку и осуществление дополнительных мер по повышению инвестиционной привлекательности селекционных разработок на основе частно-государственного партнерства и приватизации;

— обеспечение надежной защиты авторских прав на селекционные достижения;

— совершенствование системы государственных сортоиспытаний и регистрации сортов;

— совершенствование процедуры импорта семян в исследовательских целях;

— предоставление Российской Федерации статуса эквивалентности системе государственных сортоиспытаний ЕС;

— дальнейшую интеграцию Российской Федерации в международную систему сертификации семян;

— содействие вступлению российских отраслевых союзов в международные объединения селекционеров и семеноводов;

— совершенствование механизма взаимодействия НОКЗР двух стран;

— использование положительного зарубежного опыта в разработке внутригосударственных процедур, необходимых для реализации Соглашения государств-членов Евразийского экономического союза об обращении семян сельскохозяйственных растений;

— осуществление совместных селекционных и семеноводческих проектов на основе имеющихся предложения региональных представительств НССиС и российских государственных НИИ.

К сожалению, до настоящего времени попытки привлечь министерства и ведомства двух стран к реализации данных предложений в виде утвержденного плана или дорожной карты успехом не увенчались. Видимо, всех устраивает существующая нормативная основа сотрудничества — Совместное заявление двух министров о намерениях в сфере селекции и семеноводства от 2013 г.

Данный весьма рамочный документ, несомненно, сыграл свою положительную роль. Под эгидой Кооперационного проекта «Германо-Российский Аграрно-Политический Диалог» проведен ряд мероприятий с участием представителей законодательной и исполнительной власти двух стран, отраслевых союзов. Достигнуты важные принципиальные договоренности по основным направлениям работы на благо селекционеров и семеноводов России и Германии. Вместе с тем, практика работы в рамках Совместного заявления о намерениях показала, что многие намерения так ими и остались. Поэтому нужен более жесткий императив с указанием ответственных исполнителей, сроков и форм исполнения.

Как видите, впереди много трудной, но интересной работы! Хочу пожелать нам всем  в ней успеха!

Сергей Платонов

 

Источник