НССиС сегодня

По материалам выступления генерального директора А.В. Михилева на общем собрании НССиС 4 июля 2018 г.

Основные итоги и направления развития Национального союза селекционеров и семеноводов

Одно из основных достижений Национального союза селекционеров и семеноводовналаженная работа его представительств в 78 субъектах нашей страны, образованных при содействии Россельхозцентра, Госсорткомиссии, региональных органов управления АПК регионов, научных и образовательных учреждений, сельхозпредприятий и крестьянских фермерских хозяйств. Как видим, в составе Союза представлены все уровни деятельности АПК страны.

Их участие позволило сформировать объективную картину о состоянии нормативно правового регулирования, обеспеченности сельхозтехникой, производстве и обороте семян сортов сельскохозяйственных культур, научно-методического обеспечения АПК, выявить недостатки и выработать пути их решения, которые нашли свое отражение в Плане работы Национального союза селекционеров и семеноводов на 2018 год и на перспективу.

С целью реализации поставленных задач в рамках Союза созданы профильные секции по развитию селекции и семеноводства зерновых; риса; овощных культур; сахарной свеклы; подсолнечника, кукурузы и сорго; зернобобовых культур; кормовых культур; прядильных культур; картофеля, а также по развитию механизации, органической продукции, по кадровой политике, по законопроектной деятельности и нормотворчеству.

В Союз вошли крупные и средние товаропроизводители – 56%, представителинаучного сообщества – 19%, крестьянские фермерские хозяйства и индивидуальные предприниматели – около 10%. Союз представляет интересы своих членов в органах местного самоуправления, Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, Государственной Думе и Совете Федераций.

В своей работе Союз руководствуется Федеральным законом «О семеноводстве», Гражданским Кодексом Российской Федерации, Указом Президента РФ от 21 июля 2016 года № 350 «О мерах по реализации государственной научно-технической политике в интересах развития сельского хозяйства», где отмечена важность производства оригинальных и элитных семян сельскохозяйственных растений.

Используя свое право законотворческой инициативы, Союз подготовил предложения по внесению изменений в Постановление Правительства Российской Федерации, касающиеся ограничений на использование «фермерской льготы», участвует в разработке регламента производства органической продукции и многих других нормативных правовых актов.

Норма «фермерской льготы», в том виде, в каком она используется, уже утратила свою роль в качестве помощи начинающим фермерам, имевшим ограниченные средства и небольшие земельные участки. В настоящее время крупные агропромышленные холдинги, пользуясь несовершенством законодательства, на основании «фермерской льготы» засевают сотни гектаров площадей семенами понравившегося им сорта и не выплачивают автору сорта причитающегося ему по закону авторского вознаграждения. Наступила пора ограничить объемы производства в рамках «фермерской льготы» – не более 40-50 га, установить максимальный объем производства продукции по каждой культуре и обязать оплачивать автору хотя-бы 50% стоимости семян, как это делается, например, в Германии.

Союз активно участвует в рабочих группах по разработке и рассмотрению проектов нормативных правовых актов, в частности проекта Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон от 17 декабря 1997 года № 149-ФЗ «О семеноводстве».

Союзом активно сотрудничает с отраслевыми союзами и ассоциациями. Подписаны соглашения с Минсельхозом России, Россельхозцентром, Госсорткомиссией, Ассоциацией «Семена» СНГ, с Национальной ассоциацией производителей семян кукурузы и подсолнечника, Соевым союзом, Картофельным союзом, готовятся к подписанию соглашения о взаимодействии с Россельхознадзором, Союзом сахаропроизводителей России.

Для обмена информацией мы широко используем информационно-телекоммуникационный ресурс – интернет и постоянно обновляемый официальный сайт Союза. Поскольку с ростом численности членов Союза достичь кворума на общих собраниях становится все труднее, для дальнейшей более эффективной работы целесообразно проводить заочное голосование по вопросам, требующим быстрого принятия решения. Для этого должна быть создана электронная индивидуализация каждого участника голосования.

С целью совершенствования дальнейшей деятельности Союза разработан ряд предложений по изменению Устава Союза.

Особо важная задача в настоящее время – подготовка высококвалифицированных кадров в области селекции и семеноводства. Она должна основываться на обновлении образовательных стандартов и программ получения необходимых знаний и навыков на довузовском, вузовском и послевузовском этапах обучения.

Параллельно необходимо выстраивать систему непрерывного повышения квалификации, привлекать заинтересованные бизнес-структуры в к формированию программ обучения, требований к уровню подготовки специалистов. При этом актуальны использование современных образовательных методик, учитывающих последние достижения в области генетики и биотехнологии, а также формирование в наиболее конкурентоспособных образовательных учреждениях передовой научно-технологической базы, оснащение которой возможно при поддержке ведущих агрофирм и компаний, нуждающихся в высококвалифицированных кадрах.

Одна из форм стимулирования вовлечения молодых кадров в селекционно-семеноводческую деятельность – безусловная выплата роялти авторскому коллективу, причем не 2%, а до 50% от объемов реализованных семян. Этот шаг ускорит техническое переоснащение и модернизацию селекционно-семеноводческих центров.

Слияние транснациональных компаний свидетельствует о развитии процесса глобализации. В АПК также существует четкая тенденция к повышению степени концентрации мировых производителей семян, компании укрупняются, повышаются их инвестиционные возможности, многократно увеличивается конкуренция, связанная с глобализацией, повышение сложности селекционных технологий требует больших инвестиций в науку и производство.

Чтобы отечественные селекционные достижения могли успешно конкурировать с иностранными, наши ученые должны использовать самые современные достижения науки и техники, в том числе зарубежные, иметь доступ к специализированной информации, в т.ч. и посредством зарубежных стажировок. Все это требует крупных финансовых вложений. Государство не сможет полностью закрыть эту проблему, поэтому крупные сельхозпроизводители, коммерческие структуры должны выделять средства на эти цели, если они заинтересованы в независимом развитии отечественной селекционно-семеноводческой деятельности. Селекция давно превратилась в весьма прибыльный бизнес, который кровно заинтересован в скорейшей реализации фундаментальных научных исследований.

Создание в России благоприятных рамочных условий для развития селекции и семеноводства способствуют совершенствование нормативно-правовой базы, повышение инвестиционной привлекательности российского рынка семян. К сожалению положение дел с отечественными сортами таково, что значительная их доля «произрастает» лишь в Госреестре, что свидетельствует о крайне неэффективном использовании и без того ограниченных бюджетных средств. ФАНО, а теперь Миннауки России давно следует сделать вывод, что созданный сорт не живет без семеноводства. А критерием эффективности использования научными учреждениями бюджетных средств должно стать количество не публикаций, а гектаров, которые занимают созданные ими сорта. Награды и звания следует давать только тем селекционерам, к которым из-за рубежа приезжают фермеры, чтобы купить семена их сортов.

Союз верит в возможности наших селекционеров и семеноводов и уже сейчас участвует в работе по унификации мировых требований к условиям ввоза, вывоза семян сортов сельскохозяйственных культур и перемещения их по территориям, не только России, но и ближнего и дальнего зарубежья.

Инструкция о ввозе на территорию Российской Федерации и вывозе семян сортов растений и племенного материала пород животных была утверждена Минсельхозпродом РФ и ГТК РФ 8 мая 1997 г. NN 12-04/5, 01-23/8667 во исполнение пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N918 «О мерах по реализации Закона Российской Федерации «О селекционных достижениях», которым устанавливался запрет на ввоз на территорию Российской Федерации семян сортов растений и племенного материала пород животных, которые не включены в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию, за исключением ввоза для научных целей, государственных испытаний и производства семян и племенного материала животных на экспорт и в некоторых других случаях. После того как был принят Гражданский Кодекс, закон «О селекционных достижениях» утратил силу, соответственно утратили силу и его подзаконные акты, в т.ч. Инструкция. В настоящее время существует необходимость в актуализации и переутверждении новой редакции Инструкции.

С учетом нарастающего объема производства растениеводческой продукции следует отметить недостаточно развитую инфраструктуру для современного хранения, логистики и доработки сельскохозяйственной продукции. В целом по Российской Федерации дефицит таких мощностей составляет 3359 тыс. тонн, в том числе: картофелехранилищ – около 1170 тыс. т, овощехранилищ – 1 919 тыс. т, плодохранилищ – 270 тыс. т.

При этом Поручение Президента России от 1 мая 2014 г. по развитию сети оптово-распределительных центров для сбыта сельскохозяйственной продукции (ОРЦ), Минсельхозом России в полной мере не исполнено. Несмотря на предусмотренные в 2015-2016 гг. средства федерального бюджета в объеме 1,1 млрд руб., сеть ОРЦ с необходимой инженерной и транспортной инфраструктурой до сих пор не создана. Схема размещения 60 ОРЦ в 48 регионах одобрена только в 2016 году. В результате на 1 января 2017 г. введены в эксплуатацию 3 ОРЦ в 2 регионах (Кабардино-Балкарская Республика и Московская область) общей мощностью 142 тыс. т при плановом значении, установленном Госпрограммой на 2015-2016 гг., 1436,8 тыс. т.

Реализация Федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства РФ от 21.05.2013 426 (ред. от 30.12.2015), и Государственной программы Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 2013-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 301, предполагает получение результатов прикладных научных исследований и экспериментальных разработок, направленных на создание продукции и технологий, востребованных отраслями экономики, в том числе в сфере АПК страны, и имеющих экспортный потенциал.

Впечатляющие результаты урожая зерновых, полученные в прошлом году, не только радуют нас и придают уверенность в том, что мы находимся на верном пути, но и ко многому обязывают. Для того чтобы обеспечить стабильность цен на зерно внутри страны и реализовать экспортный потенциал, государство вкладывает значительные средства в развитие логистических сетей, строительство портов и зерновых терминалов.

«Аграрный сектор на сегодняшний день является одной из передовых отраслей отечественной экономики. Наша общая задача – не только сохранить набранный темп развития, но и содействовать дальнейшему росту. Одним из приоритетных направлений является увеличение экспорта сельхозпродукции», – подчеркивает министр сельского хозяйства Российской Федерации Дмитрий Николаевич Патрушев. По словам министра, аграрный сектор должен в ближайшие 8 лет более чем в 2 раза увеличить годовой объем экспорта – с 20,7 млрд долларов в 2017 г. до 45 млрд долларов к 2025 г.