Развитие технологий мотивирует агробизнес

Интервью Андрея Олейника, АгроХолдинг «Кубань» («Базовый Элемент»).

Поддержать отечественный бизнес на конкурентоспособном уровне возможно при дифференцированной господдержке в сочетании с развитием новых технологий. Любой проект развития в АПК должен запускаться через взаимодействие по линии ГЧП, уверен председатель совета директоров агрохолдинга «Кубань», управляющий директор агробизнеса «Базового Элемента» Андрей Олейник.

— Недавно на конференции в Москве вы обозначили пять основных проблем российского АПК. Можете кратко охарактеризовать каждую из этих болевых точек?

— Я бы разделил проблемы АПК, решение которых не может быть сиюминутным, на две группы. Первая — демографическая проблема села, миграция сельского населения в города и низкая привлекательность жизни в сельской местности. Вторая — несовершенство системы господдержки АПК. В структуре сельского населения уменьшается доля молодых, трудоспособных и квалифицированных. Продолжается старение населения и сокращение рабочей силы. Одна из причин, почему молодёжь не горит желанием возвращаться, — изношенность и недостаточность социальной инфраструктуры. Всё это происходит на фоне второй ключевой проблемы — снижения господдержки. Пока что новая система льготного кредитования себя проявила в недостаточной степени. Наметился спад финансирования перспективных проектов. Многие регионы, включая Краснодарский край, отказались от части субсидий в связи с отсутствием денег в бюджете.

Главные проблемы АПК:

· Несовершенная система господдержки

· Демографические проблемы села

· Низкий уровень развития технологий

· Отсутствие господдержки на развитие и поддержание НИР

· Слабая система подготовки кадров

— Какие шаги необходимо предпринять, чтобы эти проблемы эффективно решались?

— Комплексное развитие территорий на основе ГЧП может переломить ситуацию. Один бизнес или одна компания не смогут решить все проблемы в городе или районе. Восстановление и развитие социальной инфраструктуры — это межотраслевые и межведомственные проекты.

Ключевой вопрос любого сотрудника — жилищный вопрос. Не везде в сельской местности компании могут обеспечить новых сотрудников жильём. Девелопмент в районах не может соперничать с городским строительством, а временное жильё в виде общежитий как формат уже себя изживает. Бизнесу приходится искать новые формы поддержки. Реализация на предприятиях специальных социальных программ тоже может выступить мотивирующим фактором переезда в сельскую местность. Климат Краснодарского края, условия работы — близость от дома, социальная инфраструктура в пешей доступности — привлекают жителей Севера, Сибири, Дальнего Востока. Для примера: в Краснодарский край ежегодно переезжает более 200 тысяч человек из разных регионов и стран. Наша задача — привлечь квалифицированный персонал в Усть-Лабинск.

— По вашим оценкам, рентабельность бизнеса в АПК постоянно падает. В 2015 году она была на уровне 20–25 процентов, в 2017 году — 5–10 процентов. В чём, на ваш взгляд, основные причины этого?

— Рентабельность не растёт из-за постоянно снижающейся господдержки, а также падения цены и спроса на продукцию. Это на себе ощутили как средние, так и большие компании. У многих по итогам 2017 года выручка снизилась почти на 50 процентов, а прибыль — на 30 процентов. Например, в свиноводстве и сахарной отрасли. В обоих случаях есть перепроизводство. В молочной отрасли рентабельность пока сохраняется на уровне прошлых лет, и она достаточно хорошая. Однако спрос на товарное молоко основные потребители постепенно снижают, что может дать отрицательный эффект по итогам 2018 года.

— Какие направления отрасли вы считаете наиболее перспективными и почему?

— Производство зерна, семеноводство, молочное животноводство, а также переработка. На фоне сохраняющихся торговых ограничений в отношении России у местных производителей есть реальный шанс увеличить долю на рынке семян. По кукурузе мы уже конкурентны. Сами готовы экспортировать её гибриды в страны СНГ и дальнее зарубежье. А вот ниша семян свёклы, пшеницы, сои и других культур занята импортом. Есть над чем работать.

— Как должна измениться система господдержки АПК, чтобы вернуть интерес бизнеса к сельхозпроизводству?

— Сегодня АПК развивается, как и весь остальной корпоративный рынок, за счёт собственных средств и кредитов. Последние 5–10 лет был значительный рост производства сельхозпродукции, что привело к инвестиционному спросу и интересу к агроактивам. Он мог быть ещё больше в случае снижения процентной ставки по кредитам. Для повышения интереса инвесторов необходим ряд мер, начиная от возврата в оборот сельхозземель площадью около 10 миллионов га до снижения кредитных ставок для предприятий АПК. Также необходима корректировка господдержки регионов и отдельных направлений.

— В какой именно корректировке на законодательном уровне нуждается АПК?

— Пока, к сожалению, логика в подходах к поддержке АПК непонятна бизнесу. Например, субсидировать сельское хозяйство в вечной мерзлоте на том же уровне, что и в южных регионах, по производству сельхозпродукции — не совсем верный подход. Нужна дифференциация. Нужны изменения в субсидировании, в налоговых льготах, в ценах на тарифы и услуги естественных монополий. Сейчас в приоритете должны быть проекты, направленные на технологическую модернизацию, развитие и внедрение новых технологий. Особое значение должны иметь проекты по развитию инфраструктуры сельских поселений и районов. Через максимальное снижение процентных ставок для финансирования инфраструктурных, производственных, высокотехнологичных проектов в АПК можно поддержать инвестпрограммы агробизнесов.

— Как мотивировать сельхозпроизводителей к внедрению цифровых технологий?

— Пока уровень развития технологий в АПК невысок, несмотря на то что в ряде направлений агробизнесы сделали качественный технологический рывок. Это касается технологий по ускоренному воспроизводству молочного стада, селекции гибридов семян, контроля над состоянием полей и урожаев. Однако такие прорывы возможны только у крупных бизнесов. Беспилотники, экспресс-анализаторы почв и другие средства мониторинга, контроля и обработки информации очень дороги. Но сам агробизнес постепенно мотивирует рынок на развитие технологий. Если ты, например, не контролируешь свои затраты через систему мониторинга работы техники, то теряешь до 30 процентов топлива в год. Сегодня есть спрос со стороны крупных агрохолдингов по всем направлениям: генетика, GPS- мониторинг, робототехника, акселерация процессов, сбор и анализ данных. Бизнес активно внедряет западные технологии, ведёт поиск технологий внутри страны, а также реализует собственные программы по разработке новых технологий в компаниях. Но это скорее исключение, чем правило.

— Какой у агрохолдинга опыт по проведению НИР и внедрению инновационных разработок?

— Мы на протяжении 10 лет системно внедряем различные инструменты по повышению эффективности бизнеса. Начали с простого, с внутренних резервов. Стали использовать принципы японской философии «кайдзен», которые дали экономический эффект в размере более миллиарда рублей (сопоставимо с размером чистой прибыли за год). Мы начали поиски новых технологий и партнёров в семеноводстве. Теперь наш агрохолдинг — один из лидеров рынка по созданию гибридов семян кукурузы. В этом направлении с 2015 года мы тесно сотрудничаем с международным лидером в области селекции французской «Маисадур Семанс». Активно делимся опытом с коллегами из крупных компаний. В марте впервые провели День науки с участием большого числа специалистов как из бизнеса, так и из научной сферы. На этом «слёте» обсуждались селекционные технологии, точное земледелие с использованием новейшего оборудования, хранение продуктов с помощью антимикробной тары и заморозки в акустических колебаниях, предсказание погоды и контроль над стихией. Ежегодно на научные изыскания и внедрение современных технологий компания направляет более 15 миллионов рублей.

«АгроХолдинг Кубань» в цифрах

Динамика земельного банка в 2003–2016 годах:
112 тысяч га (рост в 3,7 раза)

Динамика выручки от продаж в 2003–2016 годах:
10,8 млрд рублей (рост в 6,75 раза)

Динамика дохода на 1 сотрудника в 2003–2016 годах:
379 тысяч рублей (рост в 70 раз)

 

Источник