Наука и стратегия питомниководства

«Питомники России: стратегии развития»

Светлана Гришуткина,

представитель НССиС по связям с общественностью

 

«Питомники России: стратегии развития» – под таким названием на прошлой неделе прошла XI ежегодная конференция Ассоциации производителей посадочного материала (АППМ), которая в этом году отмечает 10-летний юбилей.

Были затронуты самые разные темы, но все они фокусировались на одной идее – стратегическом развитии отечественно рынка, сегодняшнем и завтрашнем дне питомниководсва.

Одна из наболевших проблем – научное обеспечение. Будет ли наука вовлечена в производство? Если да, то каким образом?

«Институты есть, а сады закладываются импортными сортами, – констатирует Михаил Качалкин, председатель Правления АППМ. – Мы так отстали, что стыдно об этом говорить».

С ним согласен Сергей Максимов, генеральный директор агрохолдинга «Поиск»: «НИИ присылают отчеты. Что с ними делать? Эти отчеты нам не нужны. ФАНО финансирует институты, но не дает задания». По мнению Сергея Васильевича, наука должна тесно сотрудничать с производством, «чтобы на полках лежали российские овощи и фрукты».

Российский рынок открыт, чем не преминули воспопользоваться крупнейшие транснациональные компании. Большая часть продукции питомниководства поступает из-за рубежа, то есть деньги зарабатывает кто-то, но не мы. Сергей Максимов уверен, что мы тоже можем, но «без науки не продвинуться».

Далее, предстоит определиться со стратегией развития. Каждому участнику рынка придется ответить на вопросы: кто он? что из себя представляет? где его место в сценарии развития рыночных отношений?

Классика бизнеса подразумевает одну общую схему: нишевая стратегия; уникальность продукта; масштабирование, лидерство по издержкам. Причем, чтобы удержаться на плаву, надо постоянно выводить на рынок новые продукты. К тому же надо уметь оперативно реагировать на постоянные изменения ситуации и правил игры.

Рынок рынком, а без государственной поддержки не обойтись. «Пока государство не повернется к нам лицом и не поймет наши проблемы, мы будем на правах бедных родственников и просить – закройте рынок. А что его закрывать? Надо наоборот, сделать нашу продукцию конкуретноспособной, – считает считает директор подмосковного совхоза имени Ленина Павел Грудинин и добавляет, – Никакого импортозамещения не будет, пока здесь не будет выгодно производить».

Мы лишь приоткрыли завесу. А сколько всего интересного и полезного осталось за кадром!

Интересно? Заходите, обращайтесь – двери АППМ всегда открыты.

Справка

К настоящему времени в Ассоциацию производителей посадочного материала вступили 138 питомников из 37 регионов России, а также 5 питомников из Беларуси, 4 – из Казахстана, 1 — из Украины и 55 организаций, которые стали партнерами питомников (садовые центры, профильные научные и учебные заведения, поставщики материалов, оборудования, специализированной техники, агрохимической продукции, семян.

АППМ – самая массовая организация, представляющая интересы российских питомниководов, созданная самими участниками зеленого рынка.