Мы можем гордиться своей историей

К 10-летию Россельхозцентра: Александр Малько, директор ФГБУ «Россельхозцентр», доктор с.-х. наук

В ноябре 2017 года исполняется 10 лет образования федерального государственного бюджетного учреждения «Российский сельскохозяйственный центр» (ФГБУ «Россельхозцентр» – до 2012 г. ФГУ), объединившего в себе учреждения с многолетней и богатой историей – государственные семенные инспекции и государственные территориальные станции защиты растений. Его зарегистрированное международное название Federal State Budgetary Institution «Russian agricultural center».

Подводя некоторые итоги за прошедшие годы, можно уверенно сказать, что учреждение преодолело сложный и интенсивный путь развития, стало крупнейшим учреждением в АПК России, заслужило высокий авторитет и востребованность среди специалистов нашей страны и за ее пределами.

Истоки создания реорганизованных учреждений относится к концу 19 началу 20 века. На протяжении многих десятилетий их сотрудники вносили неоценимый профессиональный вклад в развитие растениеводства бывшего СССР, дореволюционной и современной России. Они были хорошо известны любому специалисту сельского хозяйства страны. Мы по праву можем гордиться историей, опытом, профессиональным наследием поколений наших предшественников.

Переход к рыночным отношениям и проводившаяся в стране административная реформа существенно повлияли на деятельность всех государственных учреждений. В соответствии с указом Президента от 09.03.2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» установлены следующие функции без возможности их совмещения: выработка государственной политики и правоустанавливающие функции; контроль и надзор; управление государственным имуществом; оказание государственных услуг.

В учреждениях, подведомственных Минсельхозу России того времени, эти функции сочетались. Встала задача их реорганизации для приведения в соответствии с требованиями административной реформы. Автору, как начальнику Государственной семенной инспекции России того времени, было поручено проанализировать направления реформирования системы Государственных семенных инспекций (76 учреждений с 1682 районными филиалами и штатной численностью более 12,5 тыс. единиц) с сохранением их финансирования из федерального бюджета. В начале 2005 г. нами было предложено преобразовать их в ФГУ «Россемцентр» с филиалами в субъектах Российской Федерации, в функции которого входили бы государственные услуги в области семеноводства, определенные федеральным законом от 17 декабря 1997 года №149-ФЗ «О семеноводстве», ст. 25, 26, 27, 29. Такая идея была одобрена Минсельхозом России и работа по подготовке необходимых документов началась.

Впоследствии, изучив концепцию и проекты документов предлагаемого учреждения, Минсельхозом России было предложено несколько вариантов реформ. Наиболее радикальным было объединение в одну структуру 265 ФГУ «Госсеминспекции по субъектам Российской Федерации», «Центры и станции агрохимической службы», «Государственные территориальные станции защиты растений», «Росгоскарантин», «Российский фитоцентр» и «Агентство Лен» – с общей штатной численностью 25074 единицы. Ранее, в соответствии с поручением Минсельхоза России от 31.12.03 г. большинству этих учреждений уже были доведены задания по сокращению численности на 28%. Надзорные функции при этом планировалось передать во вновь созданный орган исполнительной власти – Россельхознадзор.

В результате предполагалось создать единое учреждение «Россельхозцентр» с филиалами в субъектах Российской Федерации и штатной численностью 14847 единиц. Самостоятельным в сфере растениеводства предполагалось оставить только ФГУ «Госсорткомиссия».

Основой создаваемого учреждения должна была стать Госсеминспекция России. Выбор ее для этих целей был не случаен. Система госсеминспекций существовала в виде отдельных учреждений, но в ней была строгая управленческая вертикаль. Это базировалось на мощной правовой базе, включающей Федеральный закон «О семеноводстве» и нормативные правовые документы в его развитие. Особо стоит отметить Положения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 1998 г. № 1200.

Среди многих важных аспектов, регулирующих деятельность госсеминспекций страны, этот документ вводил иерархию должностей и соответствующую им форменную одежду. Существенную роль сыграло наличие сильного центрального аппарата Госсеминспекции России в г. Москве, способного решать сложные задачи. В других реформируемых учреждениях ничего аналогичного не было, работали они в виде разрозненных юридических лиц.

После многочисленных дискуссий Правительственной комиссией по административной реформе (протоколы заседания от 29.04.05 г. №39 и от 23.12.05 г. № 47) было принято решение о создании ФГУ «Россельхозцентр». На первом этапе предполагалось объединить 74 территориальных станций защиты растений и 69 госсеминспекций по субъектам Российской Федерации (6077 и 9847 штатных единиц соответственно).

К сожалению, в отличие от семеноводства государственные услуги в области защиты растений не были определены федеральными законами. Их обоснование и сохранение на федеральном уровне в дальнейшем потребовало серьезных дополнительных усилий. В итоге, правовым основанием для закрепления функции фитосанитарного мониторинга территории Российской Федерации стал Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», ст. 17.

В перечень реорганизованных учреждений не вошли 11 ФГУ, переданные в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации №754 от 08.12.2004 г. в ведение Россельхознадзора. Это госсеминспекции по Краснодарскому краю, Амурской, Белгородской, Ленинградской, Омской, Оренбургской областям и Республике Башкортостан, а также станции защиты растений по Нижегородской, Омской, Ростовской и Свердловской областям штатной численностью 1588 единиц. Напротив, в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. № 1114-р ФГУ «Госсеминспекция России» было передано имущество 36 территориальных управлений ликвидированной Государственной хлебной инспекции.

Проекты документов о создании ФГУ «Россельхозцентр» нами разрабатывались и согласовывались в установленном порядке с соответствующими органами исполнительной власти (Минсельхоз, Минфин, Минэкономразвития, Минздравсоцразвития, Росимущество), возникающие замечания быстро устранялись. В итоге Председатель Правительства Российской Федерации М.Е. Фрадков подписал распоряжение от 05.05.2007г. № 566-р, давшее старт реорганизации 143 учреждений с созданием на их базе ФГУ «Российский сельскохозяйственный центр» и филиалов в субъектах Российской Федерации. Предельная штатная численность была установлена в количестве 12790 единиц.

ФГУ «Россельхозцентр» было зарегистрировано Межрайонной ИФНС №46 по г. Москве 02.11.2007 г., а до конца 2007 года были созданы 78 филиалов во всех регионах страны с наличием растениеводства. Количество районных отделов первоначально составило более 1340. Созданное учреждение является правопреемником реорганизованных учреждений.

Успешное объединение такого количества отдельных юридических лиц в одно с созданием филиалов в течение 6 месяцев было беспрецедентным. Вся организационная, бухгалтерская, правовая и техническая работа по проведению процедур реформирования, несмотря на предельно сжатые сроки, была выполнена коллективом Госсеминспекции России.

Хотелось бы отметить сотрудников Госсеминспекции России, которые внесли значительный вклад в создание учреждения, но уже в нем не работают по разным причинам. Это безвременно ушедшие из жизни Трофимов Н.В., Уланов В.И., Коновалов Н.П., Верхотурцев Ф.А. Работающие в других организациях Бондарева Е.М., Потапова Н.И., находящиеся на заслуженном отдыхе Кокина Т.П., Козлова М.А. и др.

Важное содействие работе оказывали в то время Министр сельского хозяйства России Гордеев А.В., заместитель Министра Хамчиев Б.Б., директор департамента растениеводства Рябов В.Г. Все годы после создания учреждения внимание его развитию уделял директор Департамента растениеводства, химизации и защиты растений Чекмарев П.А.

Создание ФГУ «Россельхозцентр» позволило решать проблемы финансирования реорганизуемых учреждений, оптимизации их структуры, сохранить федеральное имущество, снизить наметившуюся утечку квалифицированных кадров и начать выполнять основные функции – государственные услуги в области растениеводства.

Была создана вертикаль управления учреждением – функционирование филиалов учреждения имеет существенные особенности по сравнению с отдельными юридическими лицами. Руководители филиалов отбирались комиссионно и назначались на конкурсной основе по согласованию с органами управления АПК субъектов Российской Федерации. Бывшие начальники госсеминспекций назначены руководителями в 38% филиалов, станций защиты растений – в 34%, а 28% ранее работали в других организациях. Всем руководителям были поставлены четкие задачи по организации деятельности филиалов с ежеквартальной отчетностью.

Одновременно с созданием филиалов оптимизировалась их структура. Например, специалистов, непосредственно выполнявших услуги в госсеминспекциях, было 40,5% от штатного состава, в станциях защиты растений – 32,7%, бухгалтерский аппарат соответственно занимал 5,5% и 4,2%, обслуживающий персонал – 24,2% и 24,1%. Часть дублирующих должностей сокращалась без ущерба для деятельности учреждения. Аналогично можно было поступить и с объектами недвижимости.

В итоге сокращено более 3000 штатных единиц и 400 районных отделов – при этом увеличилось количество межрайонных. Нагрузка на специалистов и производительность их труда существенно выросла. В учреждении сосредоточенны лучшие специалисты страны в области узкоспециализированной агрономии – аналитики семян, апробаторы посевов, фитопатологи, энтомологи, гербологи, микробиологи и др. По их знаниям и опыту мы не уступаем аналогичным зарубежным организациям и это ими признается. Однако, по уровню применения современных технологий, оборудования мы, к сожалению, отстаем. Подготовка специалистов по многим из направлений в России не ведется. Квалификация приобретается благодаря дополнительной переподготовке и многолетней практической работе. Как признание высоких заслуг специалистов учреждения за прошедшие годы более 500 из них были поощрены ведомственными наградами Минсельхоза России разного уровня.

Сельское хозяйство – не просто отрасль экономики, это основа благосостояния людей. Важно, что более 80% сотрудников учреждения проживают в сельской местности. Сегодня это самая развитая агрономическая сеть нашей страны, представленная в 78 субъектах Российской Федерации и более 1200 муниципальных образованиях.

При значительном сокращении штатной численности, доля кадров возрастом до 30 лет увеличилась к 2017 году на 73%. При этом количество специалистов с высшим образованием увеличилось до 59%. На 2017 год в учреждении работает 7 докторов и 82 кандидата наук.

В статье невозможно отразить все итоги многогранной работы ФГБУ «Россельхозцентр», наиболее важные из них следующие.

1. Налажено предоставление широкого спектра государственных услуг в области растениеводства, в т. ч. основных из них:

— мониторинг объемов и качества до 95% семенных ресурсов с/х культур в Российской Федерации.

— фитосанитарный мониторинг территории страны.

2. Объемы оказания внебюджетных услуг с 2007 по 2017 гг. выросли почти в 40 раз с 39 до 1500 млн. руб. При этом бюджетное финансирование увеличилось на заработную плату – в 4,6 раза, на содержание – в 2,3 раза.

3. Производительность труда при определении посевных качеств семян повысилась в 2,6 раза, фитосанитарном мониторинге – 1,7 раза.

4. В 2009 году создана система добровольной сертификации семян. В открытом доступе на 01.09.2017 размещены реестры выданных сертификатов (более 60 тыс.) и семеноводческих хозяйств (1024). Они очень востребованы – количество просмотров пользователями на сайте более 1200 в месяц.

5. Восстановлено полноформатное участие в деятельности Международной ассоциации тестирования семян (ISTA) и Организации экономического сотрудничества и развития (OECD). Начата работа в системе лесной сертификации PEFC. К середине 2017 года выдано 155 Международных оранжевых сертификатов ISTA для Турции, Саудовской Аравии, Египта, Сирии, Ирана, ЕС, Алжира, Иордании, Афганистана, Йемена, ОАЭ.

6. В соответствии с Программой национальной стандартизации с 2007 по 2017 годы в рамках Национального технического комитета по стандартизации (ТК-359 «Семена и посадочный материал») разработано 11 национальных стандартов ГОСТ Р и 4 межгосударственных стандарта. В 2017 г. два межгосударственных стандарта находятся на утверждении. Это самый существенный пересмотр стандартов в семеноводстве с/х растений с 60-х – 70-х годов СССР. Действие стандартов распространяется на семена более 150 растений с потенциальным объемом ежегодно высеваемых семян 12-14 млн. тонн, обеспечивающих основу продовольственной безопасности страны.

7. Налажено проведение экспертной оценки ущерба в отраслях АПК, пострадавших от чрезвычайных ситуаций природного характера, которые ежегодно случаются в нашей стране. Максимальный объем этой работы был проделан учреждением в 2012 г. Количество хозяйств, прошедших экспертизу составило 11426. Ущерб по прямым затратам более 16 млрд. руб.

8. Проводится систематическая борьба с особоопасными вредителями, в т. ч. с использованием элементов ГИС и созданной «Интерактивной карте Россельхозцентра». Более 8 лет ведется полномаштабное взаимодействие с ФАО ООН и 10 странами в рамках программы по борьбе с саранчовыми вредителями на Кавказе и в Центральной Азии

9. Ежегодно издается «Обзор фитосанитарного состояния посевов с.-х. культур в Российской Федерации и прогноз их развития» тиражом более 5 тыс. экземпляров. Происходит постоянное увеличение ассортимента и объемов производства биопрепаратов, энтомофагов.

10. Проводится оптимизация имущественного комплекса Учреждения –в Минсельхозе России ФГБУ «Россельхозцентр» занимает 1 место по количеству зарегистрированных объектов. Всего в учреждении земельных участков – 1306, зданий, сооружений и т.д. – 2324.

11. Организована работа по актуализации фонда нормативно-технической документации в области растениеводства.

12. Создана постоянно действующая система переподготовки и повышения квалификации специалистов ФГБУ «Россельхозцентр».

13. Расширена деятельность по изданию научной, нормативно-методической, справочной, аналитической литературы в области растениеводства. Портал учреждения https://rosselhoscenter.com/ и «Вестник Россельхозцентра» стали важными информационными ресурсами учреждения.

14. Приведен в соответствие с законодательством учет основных средств в Учреждении. Освоены сервисы электронного документооборота и сдачи отчетности с ИФНС, УФК, СБ, ФСС, ПФР и внутри учреждения. Оптимизировано делопроизводство, упорядочена система документооборота.

15. Организована работа по межбюджетным, межведомственным, внутриведомственным передачам имущества и денежным расчетам.

16. Разработаны и внедрены в работу сводные отчеты, характеризующие деятельность Учреждения по финансовым показателям.

17. Учет кадров в учреждении приведен в соответствие с трудовым законодательством. Усилен контроль над исполнительской дисциплиной, как следствие, количество дисциплинарных взысканий стало минимальным.

Возможность концентрированно использовать финансовый, организационный, кадровый, технический и информационно-аналитический потенциал привела к увеличению объемов оказываемых услуг.

Так, в области семеноводства в 2016 году учреждением проведены:

— анализ посевных качеств 9,07 млн. т семян с/х растений;

— анализ качества 0,6 млн. т семенного картофеля;

— анализ качества саженцев садовых культур и винограда в объеме 57,7 млн. шт;

— регистрация сортовых посевов на площади 7,3 млн. га;

— апробация сортовых посевов на площади 5,9 млн. га;

— апробация саженцев на 1,8 тыс. га;

— сертифицировано 1,243 млн. т семян с выдачей 38 тыс. шт. сертификатов;

— переоформлено 4239 сертификатов ISTA, 2430 сертификатов OECD и 3907 различных национальных сертификатов на семена.

— расширен реестр семеноводческих хозяйств России с выделением из него производителей семян картофеля, питомников садовых культур;

— оценка качества зерна и продуктов его переработки в количестве 26,9 млн. т, в т. ч. пшеницы 16,7 млн. т.

В области защиты растений:

— фитосанитарный мониторинг вредителей, болезней и сорняков (в т. ч. совместно с агрономами хозяйств) – 222,2 млн. га (в качестве госуслуги – 102,5 млн. га),

— фитоэкспертиза семян –7,8 млн. т; клубневой анализ семенного картофеля – 0,9 млн. т;

— участие в протравливании семян – 7,1 млн. т, клубней картофеля — 0,6 млн. т;

— производство микробиопрепаратов 1366 т (76% от общего производства в стране);

— производство энтомофагов – 10797 млн. шт. (71% от общего производства в стране);

— мониторинг объемов работ по защите растений:

всего обработок пестицидами – 87 млн. га, в т. ч. по вредителям 21,9 млн. га, по болезням 17,8 млн. га, по сорнякам 44,4 млн. га.

Работа учреждения основана на тесном сотрудничестве с научно-исследовательскими институтами ФАНО, ВУЗами, на методиках, утвержденных Минсельхозом России. Практика показывает, что от эффективности этой работы значительно зависят объемы и качество получаемого урожая, следовательно, и продовольственная безопасность России. Учреждение стремится к дальнейшему развитию, расширению спектра и улучшению качества услуг в области растениеводства для всего АПК страны и сельских жителей.

Наши ближайшие задачи – сохранение и привлечение квалифицированных кадров, обновление материально-технической базы, оптимизация структуры учреждения, решение социальных вопросов.

Развивая лучшие традиции, коллектив учреждения стремится к внедрению прогрессивных идей и новейших технологий. Только так можно сохранять лидирующие позиции в сфере растениеводства страны. Высокий профессионализм работников учреждения, их самоотдача и преданность избранному делу заслуживают глубокого уважения и признания.

Возрожденный АПК является неотъемлемым элементом величия нашей страны, предметом заслуженной гордости и уважения. Нам предстоит еще решение множества проблем. Мы лишь на пути к тому, чтобы отечественное сельское хозяйство находилось на качественно новом, современном уровне.

Поэтому в завершение статьи, хочу выразить глубокую благодарность каждому сотруднику огромного коллектива Россельхозцентра, уверенность в перспективах развития нашего учреждения, вместе с сельчанами ежегодно несущего груз огромной ответственности за урожай в стране. Уверен, что знания, опыт, профессионализм работников ФГБУ «Россельхозцентр» помогут успешно решить все поставленные задачи, преодолеть все трудности.

Источник: Информационный листок Россельхозцентра № 28/2017