Время реальных дел

5 октября в рамках московской выставки «Золотая осень» прошли заседание членов Совета и общее собрание НССиС

Светлана Гришуткина, представитель НССиС по связям с общественностью

 

Зачем сельхозпроизводители объединяются в союзы и ассоциации? Чтобы сообща решать задачи и отстаивать свои интересы. У всех на слуху названия отраслевых организаций, на деле доказавших свою боеспособность. Селекционеры и семеноводы тоже объединяются, преимущественно по территориальному принципу, но есть и приверженцы одной или нескольких культур.

Но, положа руку на сердце, надо признать, что подобные организации, за редким исключением, все еще слабы и формализованы. Могут ли они сплотиться и набрать силу? Могут ли селекционеры и семеноводы сообща решать свои задачи? Ответ лежит на поверхности. И объединяющее начало есть — Национальный союз селекционеров и семеноводов.

 

Анатолий Михилев

За последние полгода число его членов удвоилось. Расширение рядов Союза — задача важная, особенно на первом этапе формирования, в период «нулевого цикла». «Мы хотим стать вашими помощниками, — обращается к семеноводам и селекционерам генеральный директор НССиС Анатолий Михилев, — чтобы выявлять проблемы и решать их одним фронтом, в соответствии с действенным алгоритмом: проблема — создание нормативного документа — направление его в соответствующую государственную инстанцию и дальнейшее продвижение».

В большинстве регионов представительства возглавили руководители филиалов Россельхозцентра. Почему? Как объясняет его директор Александр Малько, Россельхозцентр — наиболее сильная самодостаточная структурообразующая организация: «У нас есть дисциплина, определенная сила в регионах, вся информация. Мы взяли на себя еще эту обязанность, чтобы придать вес Союзу, показать, что мы представляем не только государственные, но и общественные интересы».

«Для чего мы вступаем в партию? Чтобы сделать Россию мощным государством. Для чего мы вступаем в Союз? Чтобы поднять семеноводство в нашей стране до такого уровня, чтобы не менее восьмидесяти процентов семян были отечественными, — объясняет председатель ревизионной комиссии НССиС Петр Красножонов, — чтобы наши фермеры не боялись их покупать, будучи уверенными в качестве посевного материала, обеспечивающего урожай не хуже, чем импортные семена».

Сергей Платонов из Федерального союза селекционеров Германии, напомнив о важности международного сотрудничества, скрепленного соответствующими документами, сказал, что селекционеры других стран возлагают определенные надежды на участие НССиС в создании нормативно-правовой базы, связанной с Федеральным законом «О семеноводстве», который должен быть принят в ближайшей перспективе. Сергей Владимирович предложил использовать немецкий опыт, с законами и подзаконными актами можно ознакомиться в документах (переведенных на русский язык) на сайтах Германо-Российского аграрно-политического диалога и Федерального союза селекционеров Германии. Эти организации готовы показать российским коллегам, как эти законы работают на практике в их стране.

«Если Национальный союз селекционеров и семеноводов будет выполнять роль лифта для наших предложений в федеральное и региональные профильные министерства, то мы готовы рассмотреть вопрос о членстве в Союзе, — выразил точку зрения Национальной ассоциации производителей семян кукурузы и подсолнечника ее президент Игорь Лобач. — Нам тогда не надо будет держать свой офис в Москве». Но при этом он выдвинул условие, без которого, по мнению Игоря Александровича, НССиС не состоится. Речь идет о создании секций по культурам. Эта мысль просто витала в воздухе, так как ее выражали многие участники собрания. Поэтому начато формирование таких секций. Уже наметились первые активисты — Владимир Сотченко (ВНИИ кукурузы), Анатолий Корниенко (ВНИИ сахарной свеклы и сахара), Владимир Косолапов (ВНИИ кормов).

«У нашей ассоциации проблем почти нет, — такими словами начал аргументацию в пользу Союза генеральный директор ассоциации «Элитные семена Татарстана» Юрий Еров. — Но есть задачи, которые нужно решать на федеральном уровне. Мы надеемся, что новый состав Союза начнет лоббировать интересы селекционеров, семеноводов и бизнеса. Министерство сельского хозяйства многое делает в области селекции и семеноводства. Но какие путы устанавливают отдельные федеральные органы! В них запутаются и селекционеры, и семеноводы. И с каждым годом этих сетей все больше и больше. Недаром Владимир Владимирович Путин сравнил документы отдельных ведомств с действиями НКВД. И это действительно так».

Юрий Васильевич привел конкретный пример взаимодействия со службой Россельхознадзора. Федеральный закон «О карантине растений» не дает права требовать оформления карантинного сертификата на перевозку груза внутри страны, если на территории, из которой вывозятся продукты, не введен карантинный санитарный режим. Из питомника Курской области в Татарстан завозят 20 т семян озимой пшеницы сорта Скипетр. Месяц уходит на ожидание сертификата, хотя это не карантинная зона. По привозу в Татарстан идет новая проверка, за которую также надо платить деньги. Даже в период сева озимых культур некоторые производители семян 2–3 недели тратят на получение карантинного сертификата в некарантинной зоне.

Еще одна проблема — регистрация лицензионных договоров. В соответствии с Гражданским кодексом лицензиар может решить этот вопрос простым письмом. Однако здесь привлечены две государственные службы — Россельхозцентр и Госсорткомиссия. Производитель семян не может получить сертификат, если не зарегистрирован неисключительный лицензионный договор. «Зачем тогда нужен Гражданский кодекс? Зачем мешать бизнесу заниматься производством семян?» — задается вопросами Юрий Еров.

Выплата роялти селекционерам, отмена фермерской квоты, инвентаризация материально-технической базы семхозов — это далеко не полный перечень задач, которые предстоит решить Национальному союзу селекционеров и семеноводов.

Владимир Сотченко из ВНИИ кукурузы напомнил, что во всех странах с развитым семеноводством заниматься размножением и реализацией семенного материала могут только члены профильных союзов и ассоциаций. Такая установка не оставляет места контрафакту. А у нас «неправильные» семена продолжают засорять рынок. «Мы не с иностранцами конкурируем, — поясняет Владимир Семенович, — а с контрафактом и продавцами дешевых семян. Ну невозможно продавать семена по 45 тысяч рублей за тонну! Низкая цена говорит о том, что в хозяйстве не выдерживают технологию и ни о каком качестве не может быть и речи».

Рынок семян по многим культурам близок к насыщению, поэтому пора задуматься о следующем шаге — экспорте, считает председатель Совета НССиС, директор Департамента растениеводства, механизации, химизации и защиты растений Петр Чекмарев. А чтобы представлять российских семеноводов на международной арене, нужна сильная организация. «Коллеги, надо торопиться, — обратился к участникам собрания Петр Александрович. — Иначе вместо вас семена будут производить другие. Если вы будете довольствоваться тем, что уже сделали, то вас обойдут, как стоящую лошадь».