Юрий Еров: «Мы в ответе перед сельскими тружениками»

Интервью с генеральным директором Ассоциации «Элитные семена Татарстана» Ю.В. Еровым.

Ассоциация «Элитные семена Татарстана» за 20 лет своей деятельности снискала репутацию надежного партнера не только для семеноводческих хозяйств и селекционеров республики, но и далеко за ее пределами. Сельхозпредприятия и фермеры полностью уверены в качестве поставляемых семян и оказываемых услуг, потому что Ассоциация готова разделить с ними ответственность за конечный результат.

Из чего складывается успех этой организации семеноводов Татарстана? Об этом мы беседуем с генеральным директором Ассоциации Юрием Еровым, к.с.-х.н., заслуженным работником сельского хозяйства Российской Федерации и Республики Татарстан, лауреатом Госпремии Республики Татарстан в области науки и техники.

Юрий Васильевич, чем была вызвана необходимость создания Ассоциации 20 лет назад, в 1997 году?

К 1995 году существующая система семеноводства в Республике Татарстан, как и во многих регионах России, не отвечала изменившимся требованиям сельскохозяйственного производства.

Семена в отделе первичного семеноводства НПО «Нива Татарстана» (ныне Татарский НИИСХ), его опытно-производственных хозяйствах часто оставались невостребованными по причине отсутствия денежных средств у покупателей, иногда из-за низкого качества семенного материала и разногласий к предлагаемому сортовому набору даже в том небольшом объеме их производства.

Материально-техническая база семеноводства ОПХ также не отвечала требованиям времени. Только 20 процентов семян подготавливалось на поточных механизированных линиях, а остальные — на отдельных машинах с использованием огромного количества ручного труда. Например, в 1995 году ОПХ реализовали всего 6,7 тысяч тонн семян, или 82 процента от возможного и чуть более 50 от потребного количества.

Положение ухудшалось еще и тем, что холдинговая компания «Татархлебопродукт» прекратила заготавливать сортовые семена. Переходным периодом к созданию новой структуры нужно считать 1996–1997 годы, тогда с инициативой вышло НПО «Нива Татарстана».

Экспозиция Ассоциации «Элитные семена Татарстана» на Международных днях поля в Поволжье, 2016 г.

Что самое трудное было на первых порах при создании Ассоциации?

Самое трудное — это тот период, когда отсутствовала денежная масса, а широко использовались бартерные сделки, плюс в хождении были векселя.

Часто расчет между клиентами осуществлялся товарами. Например, в счет взаиморасчетов поставляли муку, ее обменивали на мясо, после продажи которого выходили на деньги. В ход шли даже табачные изделия.

С векселями тоже были большие проблемы. Только седьмой держатель получал возможность их обменять на деньги, да и то с огромным дисконтом. В последнее время он доходил до 70 процентов.

Были ли такие хозяйства, которые отказывались вступить в Ассоциацию?

Вопрос принудительного приема никогда не стоял. Прием в члены был и остается до сегодняшнего дня добровольным желанием самого хозяйства, у которого есть ходатайство управления сельского хозяйства.

Иногда решением Общего собрания вступающему устанавливался кандидатский стаж сроком на один год. По прошествии года прием либо отклонялся, либо претендент становился полноправным членом Ассоциации.

Почему решили объединить только хозяйства, специализирующиеся на производстве семян зерновых? Собираетесь ли Вы расширять направления?

В начальный период и последующее десятилетие в республике каждый «нес свой чемодан».

Вместе с нами функционировали ООО «БиоВиктория – Многолетние травы» — по семеноводству многолетних трав, НПС «Рапс» — по рапсу, Закамская зональная селекционно-семеноводческая опытная станция занималась сорго и сорго-суданковыми гибридами, ООО НПО «Картофель овощепром» — картофелеводством.

Что касается овощных и плодовых в республике, то с этой задачей сейчас прекрасно справляется ЗАО «Татплодоовощепром».

В настоящее время Ассоциация расширила свою сферу. Вот уже 2 года мы ведем семеноводство рапса и многолетних трав. Уже поставляем на рынок сертифицированные семена этих культур.

Знакомство руководства Республики Татарстан с экспозицией Ассоциации «Элитные семена Татарстана»

Какие предприятия и организации входят в Ассоциацию?

В составе Ассоциации 45 семеноводческих хозяйств, которые ведут размножение 55 сортов, закупаемых в 15 НИИСХ, ОС, ОСС и ИП. Всего в Республике Татарстан 62 семхоза, из них 73 процента — это члены Ассоциации.

Кроме этого, мы тесно сотрудничаем с региональным филиалом Россельхозцентра, ООО НПИ «Биопрепараты» и ООО «Агро-альянс РИА», которые не только поставляют препараты, но и ведут сопровождение в период работ, соблюдая и выдерживая все необходимые регламенты и нормы.

Такая работа показала наивысшую отдачу от применения биологических, химических и антистрессовых препаратов, макро- и микроудобрений, стимуляторов роста.

Что дает семеноводческому хозяйству членство в Ассоциации? Может ли сельхозпредприятие обойтись без этого?

Ежегодно Общее собрание утверждает взаимоотношения между дирекцией, семхозами и лицензиарами. Мы расписываем все обязательства, которые в течение года берет на себя дирекция, что должны выполнять семхозы и какие финансовые взаимоотношения сложатся в цепочке: дирекция — семхоз — лицензиар (патентообладатель, оригинатор).

Есть мероприятия, которые очень сложно решать семхозу в одиночку. Например, заключение лицензионного договора, его регистрация, проведение авторского надзора (апробации) за оригинальными посевами, проведение электрофоретического анализа.

Приведу простой пример. Озимую рожь сорта Татьяна селекции Московского НИИСХ «Немчиновка» размножают и реализуют пять семхозов Ассоциации, причем в разных районах республики. Значит, каждый семхоз должен заключать лицензионный договор на право использования сорта, отдельно организовать поездку в Одинцовский район Московской области за своей одной тонной ОС (ПР-1), а также пригласить селекционера, академика Анатолия Алексеевича Гончаренко на апробацию посевов. А ведь этот сорт районирован еще во втором, третьем и четвертом регионах. Как быть автору в этом случае?

Опытные делянки Ассоциации «Элитные семена Татарстана» на Международных днях поля в Поволжье, 2015 г.

Эту работу централизованно выполняет дирекция, экономя время специалистов хозяйств и денежные средства, скажем, на доставку семян. Ведь их задача — получить хороший урожай, а не тратить время на все согласования и организационную работу.

Давайте прикинем. Как правило, семхоз выращивает сорта пяти-семи НИИСХ. Тогда выходит: пять поездок, пятикратные транспортные расходы. И сколько же нужно дополнительно времени?

Поэтому вести семеноводство высших репродукций легче там, где есть надстройка, в нашем случае это дирекция.

Второй уровень приемлем, когда семхоз ведет размножение на элиту и РС-1. У нас 17 таких семхозов. Среди них есть и самостоятельные хозяйства, агрофирмы крупных холдингов, которые закупают семена у нас, мы заключаем с ними сублицензионные договоры на сорта, делегированные НИИСХ.

Есть ли такие хозяйства, которые вышли из Ассоциации? Почему?

Случая добровольного выхода семхоза из состава Ассоциации я не помню. А вот принудительное исключение имело место. Оно возникает по предложению дирекции, дисциплинарного комитета, но обязательно только решением Общего собрания. Это возможно, если семхоз не выполняет или нарушает наши нормативные документы саморегулируемой организации, каковых у нас 19. Отдел контроля при СРО проводит плановые проверки, которые и являются основанием для рассмотрения и наложения дисциплинарного взыскания.

Приведите примеры, когда селекционеры или семеноводы получили реальную помощь от Ассоциации, и не только финансовую.

За беседой (слева направо): Еров Ю.В., генеральный директор Ассоциации; Хадеев Т.Г., председатель комитета по экологии, природопользованию, агропромышленной и продовольственной политике Государственного Совета РТ; Ганиев И.Г., депутат Госсовета РТ, директор ООО «Тепличный комбинат «Майский»

Мы располагаем достоверной доказательной базой, полученной в десятках семхозов на протяжении многих лет: новые сорта, которым с момента их районирования не более 5–6 лет, всегда дают прибавку урожая в условиях нашей республики 2,5–3,9 центнера с гектара. Это первое.

Второе. Семена, выделенные на машинах нового поколения в аэродинамическом режиме по удельному весу, всегда дают дополнительную прибавку 5–7 центнеров зерна с гектара, или 17–25 процентов.

Отсюда и вся наша работа сводится к ускоренному внедрению новых сортов в производство, проведению технологического перевооружения и усовершенствованию технологии подготовки семян.

Например, в год районирования (2004-й) сорт яровой мягкой пшеницы Эстер селекции Московского НИИСХ «Немчиновка» в РТ занимал всего 302 га. Через 7 лет площадь под ней составила 224,9 тысячи гектаров при урожайности в 2011 году 37,7 центнера.

Аналогичный пример можно привести по сорту яровой пшеницы Симбирцит селекции Ульяновского НИИСХ. С 2007 по 2014 год его площади были доведены с 1,2 тысячи до 124,8 тысячи гектаров с урожайностью в последний год 32,1 центнера.

По подсчетам специалистов, экономическая эффективность внедренной модели семеноводства в нашей республике составляет более 10,8 миллиарда рублей, из которых 5,2 миллиарда — в результате превышения урожайности новых сортов и 5,26 миллиарда — благодаря улучшению качества высеянных семян, полученных на машинах нового поколения.

На делянках экологического сортоиспытания в ОАО «Киятское» Буинского района РТ (слева направо): Нигматуллин Р.Р., главный агроном; Полях Г.И., заместитель руководителя филиала ФГБУ «Россельхозцентр» по РТ; Грачев В. А., директор хозяйства

Обоюдная выгода от этого была получена как сельскохозяйственными предприятиями республики, так и институтами и селекционерами, создавшими эти сорта. Ведь Ассоциация является гарантом сбора и выплаты денежного вознаграждения (роялти) лицензиарам за использование сортов.

О финансах, если можно. На что идут членские взносы?

Денежные средства на содержание дирекции и Уставную деятельность поступают только от членов Ассоциации и за счет деятельности, приносящей ей доход в тех объемах и на те цели, которые может осуществлять некоммерческая саморегулируемая организация.

В нашей Ассоциации на 2017 год утверждены членские взносы, отчисления с гектара семеноводческих посевов и отчисления от объема продажи семян семхозом. Смета расходов на текущий год утверждена Общим собранием в сумме 5,4 миллиона рублей.

Бюджетными средствами дирекция не пользуется, а из бюджета РФ и РТ семхозам оказывается соответствующая поддержка. Скажем, за приобретение ОС, за I и II категории и т.д. Есть соответствующая поддержка по республиканскому бюджету и на техническое перевооружение в отрасли послеуборочной обработки зерна и семян.

Есть ли в Татарстане случаи выявления контрафактных семян?

Таких случаев почти не бывает. В этом заслуга Министерства сельского хозяйства и продовольствия РТ, которое с нашей подачи установило двухуровневый контроль за закупаемыми оригинальными и реализуемыми семенами.

Зональное семинар-совещание членов Ассоциации в ООО «СХП «Касмко-Устьинское» Камско-Устьинского района РТ, 2015 г.

Все семена яровой пшеницы и ячменя, закупаемые из НИИСХ, подвергаются электрофоретическому анализу на их соответствие сортовой чистоте.

А от семхозов семена озимой и яровой пшениц, ячменя и гороха будущего урожая, предназначенные на реализацию, высеваются в грунт. По его результатам их либо выбраковывают, либо переводят в низкие репродукции, что работает на опережение.

Отбор проб в обоих случаях проводят не специалисты хозяйства, а работники филиала Россельхозцентра по РТ. Кроме этого, по общепринятой схеме остается еще авторский надзор за посевами (апробация, регистрация).

В семхозах РТ отбор проб готовых семян на реализацию проводят специалисты филиала Россельхозцентра, что, естественно, исключает реализацию некачественных семян. Тем более что для этого необходимы сертификаты соответствия.

Что касается завоза семян со стороны, то сельхозпредприятия уже более 15 лет обеспечены семенами, произведенными в республике. Если что-то и завозят, то только для соответствующей производственной проверки сортов, разрешенных к возделыванию в Средневолжском регионе. Опять же, поступающие с сертификатами семена мы вновь проверяем на соответствие посевных качеств.

Может сложиться впечатление, что Ассоциация берет на себя часть функций регионального и федерального Министерства сельского хозяйства. Вы согласны?

Экспозиция Ассоциации «Элитные семена Татарстана» на коллегии Министерства сельского хозяйства и продовольствия РТ, 2015 г.

Вопрос нашего ведения — это семеноводство, а у министерства таких направлений гораздо больше. С министерством как координатором программы по семеноводству мы выверяем и согласовываем все свои действия. Если обнаруживается какая-то «брешь», то после обсуждения, проверки министерство принимает решение о поддержке, в том числе финансовой.

У каждого из нас свои задачи и свои функции. Делить их нет необходимости. Ведь мы также в ответе перед сельскими тружениками за их конечный результат. От нашего товара (сортов и семян), услуг (элементов технологии), которые мы рекламируем, зависит многое. Поэтому ошибаться нам никак нельзя. Мнений может быть много, а решение должно быть одно, причем правильное.

Как Вы думаете, в чем сила Ассоциации? От чего зависит ее успешность?

Сила любой организации, ведомства — в руководителе и его команде.

Мы в Татарстане понимаем руководителей, специалистов семхозов, а они нас, и мы понимаем, чего ждет от нас министерство и в целом АПК республики.

Жизнеспособной может быть любая форма — Ассоциация (Союз), ТнВ и так далее. Главное — надо приносить пользу людям. Уметь лоббировать, защищать их интересы и решать насущные проблемы.

Семенохранилища в ООО «Шахтер» Атнинского района РТ. Год ввода — 2015

Ассоциация «Элитные семена Татарстана» состоит членом Национального союза селекционеров и семеноводов со дня его основания. Чем мотивировано это членство? Какие задачи, по Вашему мнению, может решить Союз, а Ассоциация не может?

Мы не видим проблем в области семеноводства Татарстана, а вот на федеральном уровне их много.

На уровне региона решаются только те вопросы, которые делегированы исполнительным органам. Скажем, закон «О семеноводстве» в забытьи уже более десятка лет. Несвязанная поддержка на гектар пашни одинакова и для южных, и для более северных регионов. А ведь в связи с разным уровнем плодородия почв, суммы осадков и эффективных температур затраты на производство единицы продукции сильно разнятся.

К сожалению в России нет вузов по подготовке селекционеров, семеноводов. Отсутствует и многое другое, что нужно решать незамедлительно.

Все насущные проблемы должен решить работоспособный Союз, состоящий из представителей регионов, а они всегда ближе к людям и земле.

Беседу вела Светлана Гришуткина

Источник: журнал «Селекция, семеноводство и генетика» (№3/2017)